Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Б'

Бихевиоризм

БИХЕВИОРИЗМ - направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Возникло в начале XX в. и существует поныне. Ему иногда приписывается революционное значение для психологии.

На рубеже XIX - XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной психологии сознания (см. психология интроспективная), особенно в решении проблем мышления и мотивации.
Экспериментально было доказано, что существуют неосознаваемые, не доступные интроспекции психические процессы. При изучении реакции животных с помощью лабиринтов, проблемных клеток, аппаратов для исследования способности различения и пр. (см. метод зоопсихологический), было установлено, что решение проблемы достигается методом проб и ошибок; это было истолковано как слепой отбop произведенных наугад движений.
Этот вывод был распространен на процесс учения у человека, причем качественное отличие его поведения от поведения животных отрицалось.
В тот же период в России Павлов и Бехтерев, развивая идеи Сеченова, разработали экспериментальные методы исследования поведения животных и человека. Их работы оказали значительное влияние на бихевиористов, но были истолкованы крайне механистически. В 1913 г. сложилась первая программа бихевиоризма, сформулированная американским психологом Дж. Уотсоном.

В дальнейшем в бихевиоризм вошли монизм физический А. Вейса, антропономия У. Хантера, система взглядов К. Лешли и пр. Начало бихевиоризму положила критика функционализма, который, по мнению критиков, опирался на внутреннюю психическую реальность, тем самым выходя за пределы того, что доступно для прямого наблюдения.

Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях.
Основания для такого заявления были следующие:

  • соображения на основе смысла здравого, призывающего не упускать из виду такой важной области, как проявления психических процессов в виде неких фактов поведения;
  • запросы практики: к тому времени психология сознания дискредитировала себя, занимаясь проблемами, не нужными и не интересными никому, кроме самих психологов, тогда как усложнение жизни на фоне бурного развития экономики требовало приложений психологии;
  • представлялось, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести научный метод объективный.

Возникновение бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в США. Существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно коему поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации; практическое приложение этой теории - введение конвейеров и развитие рекламы - не заставили себя ждать.
Одна из причин, на которую не без оснований ссылался бихевиоризм, отказываясь изучать сознание, - недостаток сведений о соответствующих нервных механизмах; в самом деле, тогдашнее состояние науки не позволяло объективно подойти к изучению роли мозга в феноменах сознания.

Бихевиоризм складывался как направление с явным естественно-научным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочие не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами.