Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Д'

Действие

ДЕЙСТВИЕ - произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Главная структурная единица деятельности определяется как процесс, направленный на достижение цели.
Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, с условиями, эти способы - неосознаваемые или мало осознаваемые - называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности.
Таким образом, действие - совокупность операций подчиненных цели.

В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным. В онтогенезе функция произвольного контроля действий осуществляется вначале взрослым в ходе деятельности совместной с ребенком, а затем - вследствие интериоризации социальных образцов и схем выполнения действия - ребенок сам начинает контролировать его соответственно тем эталонам и схемам.

По степени включенности эмоционально-волевых компонентов отличаются действия волевые и импульсивные. Нельзя сказать, что развитие действий в онтогенезе идет от импульсивных к волевым, но с возрастом количество действий импульсивных резко уменьшается. В редуцированном виде они сохраняются в речевых реакциях, мимике и жестах при эмоциональных состояниях.

Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.
При наличии намерения у субъекта возникает установка целевая - готовность к достижению предвосхищаемого результата действия.
Установка целевая связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации.

В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены Рубинштейном и Леонтьевым. Понятие действия как единицы анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных, творческих и пр.
В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достижение тех или иных результатов, личностный смысл коих для субъекта оценивается эмоциями. В процессе действия могут появляться новые цели (см. целеобразование), может изменяться место действия в структуре деятельности.

В условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности - биологический мотив, но на некоторый промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью.
Так для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и соответственно в деятельности выделяется как ее новая единица действие. Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом - открыть для себя смысл действия.
По Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву.

Действие - с точки зрения теории деятельности - основная единица анализа деятельности. Это - процесс, направленный на реализацию цели.
Характеризуя понятие действия, можно выделить четыре момента:

  1. действие включает как необходимую компоненту акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе (как фактически утверждала психология сознания), а раскрывается в действии;
  2. действие - одновременно акт поведения (т. е. сохраняются достижения бихевиоризма), но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели - скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность;
  3. через понятие действия утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности: в субъекте предполагается активное начало - в фирме цели;
  4. понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир, ибо цель действия может быть любой, а не только чисто биологической, но и социальной.

Согласно Леонтьеву, действие может превратиться в операцию (см. действие и операция), если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм сдвига цели на условие).
Начав выполнять действие ради некоторых мотивов, субъект может потом выполнять действие ради него самого. Тогда происходит сдвиг мотива на цель, и действие становится самостоятельной деятельностью.
Механизм образования осознаваемых мотивов-целей - один из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. Динамическая устойчивость действия определяется установкой целевой.