Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'Д'
Диагноз психологический
ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - основная цель диагностики психологической; конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.Предмет диагноза психологического - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии.
Развитие теории диагноза психологического - одна из важнейших задач психодиагностики. Важнейший элемент диагноза психологического - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия.
Диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
Первый - уровень симптоматический или эмпирический - ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков). Этот уровень ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании коих непосредственно строятся практические выводы.
Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
Второй - уровень этиологический - учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их возникновения.
Третий, высший - уровень типологический - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента.
Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о диагностике психологической и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего развития.
Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.