Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

АПРЕЛЬ

ВСЕЙ СЕМЬЕЙ В БИБЛИОТЕКУ

Каждое воскресенье с 10.30 до 17.00

7 апреля в 10.30 и 12.00 "Зарядка для хвоста" - кукольный спектакль(0+)

14 апреля в 10.30 и 12.00 "Полет фантазии" - кукольный спектакль (0+)

21 апреля в 10.30 и 12.00 "Заяц Коська и другие" - кукольный спектакль (0+)

28 апреля в 10.30 и 12.00 "Путаница" - кукольный спектакль (0+)

Каждое воскресенье творческая мастерская "СО...ТВОРИ" в 15.00 (6+)

7 апреля - вязание "Уютная подушка"
14 апреля - игрушка "Ракета"
21 апреля - украшение из гофрированной бумаги "Бабочка"
28 апреля - подставка "Пасхальный кролик"

Каждое воскресенье в 16.00
«Ойдо лабыртом!»
- кружок удмуртского языка для детей

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Ф'

Фрейдизм

ФРЕЙДИЗМ - философско-психологическое учение австрийского психолога Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.
Основано на комплексе психоаналитических идей и их развитии.
Иногда термин используется для обозначения всего комплекса идей и трудов Фрейда, а также всей психоаналитической традиции - синонимично психоанализу, в широком и узком смысле.

Самые существенные сферы фрейдизма - теория личности, общее учение о человеке, теория бессознательного, концепции массовой психологии, истории, культуры и общества.

Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов (см. психогения), он возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре и приобрел большое влияние.

Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главная из коих - либидо, влечение сексуальное) и необходимостью выжить во враждебной среде социальной.
Запреты со стороны последней создают цензуру сознания; нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, коя прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, действий ошибочных (оговорок, описок), забывания неприятного и пр.

Психические процессы и явления рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической.
Топическое рассмотрение означает схематическое пространственное представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих особое местоположение, функции и закономерности развития.
Первоначально топическая система душевной жизни представлялась тремя инстанциями, взаимоотношения между коими регулировались цензурой: бессознательным, предсознательным и сознанием.
С начала 20-х гг. выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние локализовались в слое бессознательного.

Динамическое рассмотрение предполагало изучение душевных процессов как форм проявлений определенных целенаправленных влечений, тенденций и пр., обычно скрытых от сознания, а также - с т. зр. переходов из одной подсистемы в другую.

Экономическое рассмотрение означало анализ процессов психических с точки зрения их энергетического обеспечения - в частности, энергией либидо.
Энергическим источником считается Оно - средоточие слепых инстинктов, сексуальных либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности.
Приспособлению к этой реальности служит Я, кое воспринимает информацию о мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия в интересах самосохранения индивида. Сверх-Я включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные большей частью бессознательно в ходе воспитания, прежде всего - от родителей.
Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется как совесть и может вызвать чувства страха и вины.
Поскольку требования к Я со стороны Оно, Сверх-Я и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта.
Это создает невыносимое напряжение, от коего он спасается с помощью механизмов защитных - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии и пр.
Важная роль в формировании мотивации отводится детству; считается, что оно однозначно определяет характер и установки взрослой личности.

Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин симптомов невротических.
Для этого используется анализ сновидений, метод ассоциаций свободных и пр.

В ходе психотерапии терапевт наталкивается на сопротивление клиента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу - трансфером, благодаря чему возрастает сила Я клиента, осознающего источник своих конфликтов и изживающего их.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:

  • проблему мотивации бессознательной;
  • проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики;
  • проблему механизмов защитных психики;
  • проблему роли сексуального фактора;
  • проблему влияния детских травм на поведение взрослого;
  • проблему сложного строения личности;
  • проблему противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

В трактовке этих проблем он отстаивал положения:

  1. о подчиненности мира внутреннего и поведения асоциальным влечениям;
  2. о всесилии либидо - пансексуализм;
  3. об антагонизме сознания и бессознательного.