Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Х'

Характерология

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - 1. Одно из направлений немецкой психологии XX в., трактующее человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру, где она живет, и определяемую в поведении изначально присущими ей свойствами.
Главный представитель - Л. Клагес, считавший, что изучение характера должно базироваться на наблюдении, описании и систематическом истолковании не осознаваемых субъективных состояний, а выразительных движений - таких как почерк, жесты и пр. За этим эмпирико-психологическим учением стояла восходящая к взглядам Ф. Ницше теория о духе как противнике души, согласно коей человеку свойственно противоречие между его спонтанной жизнью в качестве неповторимой целостной личности и безличностно-универсальным духом, разрушающим его уникальность и неповторимость.

2. В широком смысле - учение о характерах.
Важнейшие проблемы характерологии как учения о характерах:

  • установление основных типов характера;
  • опознание типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае, что дает возможность целостного индивидуально-психологического понимания и прогнозирования поведения человека в определенном кругу ситуаций.

В истории психологии известны два основных подхода к проблеме характера.
Соответственно первому, статическому, характер трактуется как неизменный набор, структура основных черт, безотносительно анализа его формирования и развития.

Законченное выражение такой взгляд нашел у немецкого психопатолога Э. Кречмера, рассматривавшего характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его соматической конституции, объясняя его в итоге врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

В психоанализе Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению ситуаций конфликтных.
С этой т. зр. характер оказывается кристаллизацией борьбы человека за реализацию своего, во многом бессознательного жизненного плана.

Отечественная психология исходила из признания общественно-исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании.
Но если одни исследователи ставят акцент на природной основе характера, связывая с ним прежде всего формально-динамические особенности поведения (см. темперамент), то другие отмечают его роль в формировании общей направленности личности, ее отношения к различным сферам социального бытия.