Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'И'

Идентификация

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это понятие было введено Фрейдом, но широко распространилось за рамками психоанализа, в частности - в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр.

Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности.

  1. Преимущественное понимание - как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (см. также интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов.
    Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве.
  2. Опознание чего-либо или кого-либо.
    В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие.
    Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр.

    Когда объект идентификации - человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:

    • отнести личность к некоторому классу или типу - например, идентификация преступника;
    • признать личность целостной и идентичной самой себе.
  3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (см. проекция); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями; например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов.
  4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним.
    Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим - субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его смыслов личностных.
    Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение.
    Как механизм взаимопонимания - это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр.

Это понятие было введено Фрейдом, сначала - для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее - для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует сверх-Я, принимает женскую или мужскую роль и пр.

Идентификация - противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл - в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта.
Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку.

Идентификация - это защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему.
Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (см. комплекс Эдипов).
При расширительном толковании - неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Идентификация может происходить с любым объектом - человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование, приобретая в некоторых случаях свойство психической инфекции, столь характерной для толпы.

Фрейд выделил несколько типов идентификации.
В младенчестве возникает идентификация первичная - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта тотальная захваченного объектом уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного (см. защищенность психологическая), благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия.

Эта форма идентификации - предыстория комплекса Эдипова, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения.
Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого липа, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести.

Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдиповым.
Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. То есть, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипова, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.

Применительно взрослого субъекта и идентификации связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта - из-за желания оказаться в положении объекта - возникают болезненные явления, характерные для последнего.

Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию.
При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.