Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'И'
Игра
ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
У детей дошкольного возраста игра - ведущий тип деятельности. Играми называют и некоторые формы жизнедеятельности животных.
Игры изучаются в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления, педагогике (см. игра деловая) и других науках.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX в. немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупреждение инстинктов применительно будущих условий борьбы за существование (теория предупреждения).
Немецкий психолог К. Бюлер определял игры как деятельность, совершаемую ради получения функционального удовольствия. Фрейдизм видит в игре выражение глубинных инстинктов или влечений.
Материалистический взгляд на игру сформулировал Г, В. Плеханов, указавший на ее возникновение из труда.
В отечественной психологии разрабатывалась теория игры, исходящая из признания ее социальной природы.
Связывая игру с деятельностью ориентировочной, Д. Б. Эльконин определяет ее как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением.
Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в коих оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
В структуру игры детей входят.
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей,
- игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими.
Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все её аспекты, - роль.
Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.
В игре происходит формирование произвольного поведения ребёнка, его социализации.