Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Л'

Личность

ЛИЧНОСТЬ - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

В широком, традиционном смысле - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ.
Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова.

В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста.
В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими.
Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле.
Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни.
Человек как общественное существо приобретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированнное, несоциальное. Чтобы лучше понять эти качества, нужно рассмотреть с их т. зр. интересов и задач общества.
Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем способных поддерживать его устойчивость и развитие.
Но в лице каждого члена общества выступает самоактивный субъект, деятельность коего определяется прежде всего собственными потребностями и мотивами. Поэтому главный путь действительного воспроизводства члена общества - воспитание его мотивов.
Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь государства и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого.
Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг.

Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с т. зр. самого субъекта рост и функционирование его личности.

Критерии сформировавшейся личности таковы:

  1. наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному; при этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже стихийную нравственность: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно);
  2. способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).

В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

  • система регуляции;
  • система стимуляции;
  • система стабилизации;
  • система индикации.

В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия направляющие личность на решение жизненных задач.

Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью - преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний убеждений, идеалов и пр.

В отечественной психологии проблема личности решалась с позиции марксизма.
Человека как личность характеризует система обусловленных общественной жизнью отношений, субъектом коих он является.
В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в коем познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием.
Личность рассматривается в единстве - но не тождестве - чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы.

Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью.

Личность характеризуется:

  1. активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
  2. направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в коих проявляют себя потребности человека;
  3. глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, по Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
  4. степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр.

Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр.
Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

  • личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;
  • личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов точности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;
  • личность как идеальная представленность индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком числовых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.

Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.