Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

СЕНТЯБРЬ

ДОБРЫЕ УРОКИ

16 сентября в 10.30 и в 12.00
Урок 1 "Вежливая тропинка" -кукольный спектакль (про общение) (0+)
23 сентября в 10.30 и в 12.00
Урок 2 "Волшебная палочка" -кукольный спектакль (В. Сутеев) (0+)

30 сентября 10.30 и в 12.00
Урок 3 "Буква Я, или про всех на свете..." -кукольный спектакль (Б. Заходер) (0+)

Каждое воскресенье в 10.30 и в 12.00
Переменка: "Сказки доброты" (читаем вместе с детьми) - библиографические обзоры для родителей (0+)

Каждое воскресенье творческая мастерская "Со...Твори" в 15.00
16 сентября - Открытка "Божья коровка" (объемная аппликация) (6+)
23 сентября - Закладка "Я люблю читать" (6+)
30 сентября - Поделка "Птица счастья" (в технике квилинг) (6+)
Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'М'

Мышление

МЫШЛЕНИЕ - одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерным обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.

Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности - с мотивацией, способностями и пр. На каждой стадии развития психического человек осуществляет процесс мыслительный, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей дальнейшее формирование мотивов и способностей происходит на последующих стадиях процесса мыслительного.

Мышление - предмет комплексных, междисциплинарных исследований. Философия изучает соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления.
Формальная логика рассматривает основные формы мышления: понятие, суждение умозаключение.
Социология занимается анализом процесса его исторического развития в зависимости от социальной структуры различных обществ. Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью коих реализуются акты мышления.

Кибернетика рассматривает мышление как информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе компьютера и в мыслительной деятельности человека. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности.

Различаются такие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.

Выделяются также: мышление теоретическое и практическое, эмпирическое, логическое, аналитическое и интуитивное; реалистическое и аутистическое, связанное с уходом от действительности во внутренние переживания; продуктивное и репродуктивное; непроизвольное и произвольное.

Мышление, как и другие психические явления, изучается в психологии т.н. объективными методами.
При этом широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности.

Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, где выделяются условия и требования.
Задача должна быть не только понята, но и принята субъектом - соотнесена с его сферой потребностно-мотивационной.
Мыслительная деятельность побуждается мотивами, кои являются не только условиями ее развертывания, но и влияют на ее продуктивность.

Мышление характерно единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.

Важный раздел психологии мышления и личности составляют исследования целеобразования.
Здесь изучаются:

  1. превращение полученного извне требования в реальную цель;
  2. выбор одного из наличных требований;
  3. соотношение произвольного и непроизвольного целеобразования;
  4. временная динамика целеобразования;
  5. преобразование неосознанных предвосхищений в осознанные цели;
  6. выделение промежуточных целей.

Мышление включено и в структуру воздействия на другого человека в условиях кооперации или конфликта. В ходе общения результаты мыслительной деятельности одного человека - знания - передаются другому. Знания могут относиться к предметному миру или к самому процессу решения задач.
Сама мыслительная деятельность может выступать и как совместная, коллективная.

Мышление - составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру коего входят:

  • понимание себя как субъекта мышления;
  • дифференциация своих и чужих мыслей;
  • осознание еще не решенной проблемы как именно своей;
  • осознание своего отношения к проблеме.

Развитие мышления изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Элементарное мышление возникает уже у животных и обеспечивает динамическую (оперативную) адаптацию организма к требованиям среды, возникающим при решении конкретной задачи.

В сложном поведении выделяется особое звено - поиск объекта потребности. Тип поведения поискового определяется степенью специализированности поиска и способами, используемыми при организации поиска.

Активность живого существа, выражаемая в поиске объекта потребности, отсутствующего в конкретной ситуации, - самая общая филогенетическая предпосылка развитого мышления.
Самые сложные проявления мышления у высших животных связаны с изготовлением орудий - предметов, используемых как средство для достижения биологически значимых результатов.

В историческом плане развитие мышления изучается в контексте становления труда как специфической человеческой деятельности и в контексте возникновения языка. При появлении разделения труда на умственный и физический мышление приобретает форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями, операциями.

Широко распространен метод сравнения мыслительной деятельности людей, живущих на разных этапах общественно-исторического развития.

Считается доказанным, что мышление словесно-логическое - наиболее поздний продукт исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению составляет одну из линий этого развития. В онтогенетическом развитии мышления ребенка особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания.
Мышление наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое - последовательные стадии развития мышления.