Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'О'

Общение

ОБЩЕНИЕ - 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

2. Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Общение - одна из основных психологических категорий.
Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.
Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.
По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.

Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации.
Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.

В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения.
Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (см. восприятие межличностное).
Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций.
Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения.

В наиболее обобщенных классификациях выделяются три стороны общения:

  1. коммуникативная;
  2. интерактивная;
  3. перцептивная.

Близкая к этой классификация выделяет стороны:

  • информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;
  • регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;
  • аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Другая классификация выделяет:

  1. как основную рабочую - инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;
  2. синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;
  3. трансляционную функцию, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
  4. функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).

По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:

  1. контактная, цель которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  2. информационная, цель которой - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;
  3. побудительная, цель коей - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
  4. координационная, цель коей - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;
  5. функция понимания, цель коей - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;
  6. амотивная, цель коей - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
  7. функция установления отношений, цель коей - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;
  8. функция оказания влияния, цель коей - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений.
Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди.

Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:

  • прежде всего - речь;
  • оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
  • системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например, паузы);
  • система организации пространства и времени коммуникации;
  • наконец, система контакта глазами.

Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленностъ в другом (персонализацию); необходимые условия для этого - не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий.

Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни.

Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности .

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия. В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд эффектов - эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола.

Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении.
Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).
Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений.
Одна из задач психологии социальной - разработка средств корректировки и оптимизации общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно необходимых тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр.
Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает тренинг социально-психологический - овладение разными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ).
Общение межличностное значительно изменилось с развитием радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении письма и книг, граммофона и радио.
Телевидение представляет на экране как бы картину естественного общения; такое общение оказало значительное влияние на культуру общества и психическое развитие людей - в частности, через учебное телевидение и видеофильмы. Новая область общения открывается и в связи с компьютеризацией.