Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'О'
Общение
ОБЩЕНИЕ - 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.2. Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Общение - одна из основных психологических категорий.
Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.
Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.
По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.
Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации.
Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.
В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения.
Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (см. восприятие межличностное).
Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций.
Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения.
В наиболее обобщенных классификациях выделяются три стороны общения:
- коммуникативная;
- интерактивная;
- перцептивная.
Близкая к этой классификация выделяет стороны:
- информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;
- регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;
- аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
Другая классификация выделяет:
- как основную рабочую - инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;
- синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;
- трансляционную функцию, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
- функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).
По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:
- контактная, цель которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
- информационная, цель которой - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;
- побудительная, цель коей - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
- координационная, цель коей - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;
- функция понимания, цель коей - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;
- амотивная, цель коей - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
- функция установления отношений, цель коей - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;
- функция оказания влияния, цель коей - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений.
Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди.
Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:
- прежде всего - речь;
- оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
- системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например, паузы);
- система организации пространства и времени коммуникации;
- наконец, система контакта глазами.
Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленностъ в другом (персонализацию); необходимые условия для этого - не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий.
Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни.
Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности .
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.
Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия. В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд эффектов - эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола.
Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной.
Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении.
Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).
Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений.
Одна из задач психологии социальной - разработка средств корректировки и оптимизации общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно необходимых тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр.
Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает тренинг социально-психологический - овладение разными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ).
Общение межличностное значительно изменилось с развитием радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении письма и книг, граммофона и радио.
Телевидение представляет на экране как бы картину естественного общения; такое общение оказало значительное влияние на культуру общества и психическое развитие людей - в частности, через учебное телевидение и видеофильмы. Новая область общения открывается и в связи с компьютеризацией.