Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

СЕНТЯБРЬ

ДОБРЫЕ УРОКИ

16 сентября в 10.30 и в 12.00
Урок 1 "Вежливая тропинка" -кукольный спектакль (про общение) (0+)
23 сентября в 10.30 и в 12.00
Урок 2 "Волшебная палочка" -кукольный спектакль (В. Сутеев) (0+)

30 сентября 10.30 и в 12.00
Урок 3 "Буква Я, или про всех на свете..." -кукольный спектакль (Б. Заходер) (0+)

Каждое воскресенье в 10.30 и в 12.00
Переменка: "Сказки доброты" (читаем вместе с детьми) - библиографические обзоры для родителей (0+)

Каждое воскресенье творческая мастерская "Со...Твори" в 15.00
16 сентября - Открытка "Божья коровка" (объемная аппликация) (6+)
23 сентября - Закладка "Я люблю читать" (6+)
30 сентября - Поделка "Птица счастья" (в технике квилинг) (6+)
Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'О'

Отчуждение

ОТЧУЖДЕНИЕ - процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем оно есть само по себе, - трансформация в независимую силу, господствующую над людьми.
Это понятие впервые использовалось Фрейдом.

В психологии - проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при коих продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, будучи носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому - от несходства до неприятия и враждебности.
Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр.

В современной психологии социальной отчуждение используется при характеристике отношений межличностных, при коих индивид противопоставляется другим индивидам, группе, всему обществу, испытывая ту или иную степень своей изолированности.

Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредованности деятельности совместной ценностным содержанием (см. опосредование деятельностное); с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных отвергая нормы, законы и предписания группы.

При анализе отчуждения западная психология социальная сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, являющейся причиной аномии (поведения антиобщественного).
Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между устремлениями, определяемыми культурой, и социально организованными средствами их удовлетворения.

Отчуждение берет начало в раннем детстве в результате депривации эмоциональной ребенка, отсутствия теплых отношений к нему со стороны близких и в первую очередь матери, что порождает аутизм, негативизм и может привести к криминогенным последствиям.

В психологии детской понятие отчуждения выражает необходимый момент становления самосознания ребенка и развития его рефлексии.

В младенчестве отчуждение проявляется в слитности ребенка с миром (см. симбиоз психологический), в его неспособности отличить себя от своей жизнедеятельности. На более поздних этапах онтогенеза с отчуждением связывается такое отношение ребенка к себе, взрослым и сверстникам, к нормам поведения, которое выражается в неприятии, отвержении, эгоцентризме.

В психоанализе и психологии понятие отчуждения впервые использовано Фрейдом при объяснении особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естественной природе культуры.

Следствие каждого невроза - отдаление больного от реальной жизни, его отчуждение от действительности, порой переходящее в бегство в болезнь.
Феноменологически отчуждение выражалось: 1) в дереализации - невротической потере субъектом чувства реальности происходящего; 2) в деперсонализации - утрате своей индивидуальности

Сферу применения этого понятия расширил Фромм, показав, что отчуждение выступает в шести формах: 1) отчуждение от других людей; 2) от своего труда; 3) от потребностей; 4) от государства; 5) от природы; 6) от самого себя.
Он рассмотрел также отчуждение чувств, страдание от отчуждения и отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им также введено понятие активности отчужденной.

Развивая идеи Фрейда об отчуждении и бегстве в болезнь, Фромм сформулировал понятие бегства от свободы, подтвердил связь между неврозом и отчуждением и пришел к выводу, что в самом широком смысле любой невроз можно считать следствием отчуждения.

Он также развил представление об отчуждении как о болезни личности и своеобразной сердцевине психопатологии современных людей. Одним из самых распространенных психопатологических феноменов выражения отчуждения он считал перенесение.