Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'П'
Психология возрастная
ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом - на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Оформилась как самостоятельная область знания к концу XIX в.Возникнув как психология детская, она долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы общества и логика развития науки сделали необходимым целостный анализ онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.
Ныне выделяются такие разделы психологии возрастной:
- псиnotхология детская (см. также детство);
- психология подростка (см. также возраст подростковый);
- психология юности (см. также юность);
- психология возраста зрелого - психология взрослости (см. также зрелость);
- геронтопсихология (см. также старость).
Психология возрастная стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.
Для нее весьма существенны дифференциально-психологические различия, к коим относятся половозрастные и типологические свойства индивида.
Психология возрастная составляет научное основание психологии педагогической.
Особое место в современной психологии возрастной занимает группа методов генетико-моделирующих, основанных на методе каузально-генетическом Выготского.
Изучение развития с помощью метода эксперимента формирующего активного и других методов обучающих ведется в ходе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта.
К числу важнейших практических задач, стоящих перед психологией возрастной, относятся:
- создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка;
- организация оптимальных форм детской деятельности и общения;
- организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.