Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'С'

Смысл личностный

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ - переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего.
Одна из главных образующих сознания, индивидуализированное отражение действительного отношения личности к объектам, ради коих развертывается ее деятельность, осознаваемое как значение для меня усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности.

Это понятие исторически связано с представлениями Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов.

В рамках теории деятельности смыслы личностные определяются двояко:

  • по способу происхождения - содержательно;
  • по форме существования в сознании - функционально.

Содержательно смысл личностный - это оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах.
Смысл цели действия и действия в целом - в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует.

Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух обстоятельств:

  • мотив не всегда бывает осознанным;
  • одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и социально-нормативным характеристикам действия.

В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы могут порождать эмоции, но не смыслы.
Смысл не существуют в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством которой он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям.

Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии и пр., и может проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, значащее переживание.

Функционально - следует, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства и условия, в которых оно совершается. Можно выделить два типа условий: способствующие и препятствующие совершению действия.

Выделяются и два смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования совершению действия (см. препятствие внутреннее).

Введение понятия смысла личностного как единицы сознания сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как со-знания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности.
Понятие используется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр.

Выделяется ряд составляющих смысловых систем:

  1. побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие;
  2. реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность - значимость;
  3. выражающие смысл личностный установки смысловые;
  4. регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности.

Смыслы личностные имеют ряд важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из них - производность смыслов личностных от места человека в системе общественных отношений и от его позиции социальной.
Обусловленность смыслов личностных позицией социальной определяет и другие особенности их психологической природы: опосредованность изменения смысла личностного изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания смысла личностного для его изменения, и пр.

Поскольку перемена позиции социальной человека влечет переосмысление его отношений к действительности, иногда это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности смыслов личностных, порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как потеря себя и утрата смысла существования.
Такие перестройки нужно отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний - симпатий, антипатий, желаний, хотений и пр., изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий.
Подобные субъективные переживания, как и эмоции выполняют функцию оценки смыслов личностных, способствуя осознанию своих отношений к действительности, их значимости.
При несовпадении субъективных переживаний и смыслов личностных изменяется направленность переживаний, а не смыслов.