Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'С'
Социограмма
СОЦИОГРАММА - графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью теста социометрического при исследовании отношений межличностных в группах малых (см. социометрия).Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических звезд (выбираемых большинством опрашиваемых), париев (от коих все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами.
Поскольку анализ социометрический может дать лишь самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой группе малой, социограмма отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы.
Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом.
При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, выбор взаимный, выбор ожидаемый, отклонение, отклонение взаимное, отклонение ожидаемое.
Различаются социограммы коллективные и индивидуальные.
Среди коллективных наиболее распространены социограммы, разработанные создателем этого метода Дж. Морено, фиксирующие и отражающие картину эмоциональных предпочтений - симпатий и антипатий - и позволяющие наглядно, в виде схем, представить ряд характеристик личностей и группы в целом.
В них члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре либо на периферии; при этом отражаются практически все связи, объединяющие субъектов.
Типичные конфигурации взаимоотношений - цепи, треугольники, квадраты и пр.
Но этот способ имеет существенный недостаток - при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей практически невозможно.
При проведении исследований социометрических делались попытки стандартизировать и рационализировать построение социограммы.
Определенный прогресс здесь связан с разработкой и широким внедрением в практику социограмм-мишеней.
При их построении учитывается разделение группы на популярных, средних и непопулярных членов; каждый из них в соответствии с этим помещается в определенный круг социограммы-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей.
Для одной группы обычно составляется несколько социограмм коллективных.
Социограммы индивидуальные позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе - например, отличить позицию лидера от позиции популярных членов группы, выделить отверженного или изолированного индивида.