Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

ИЮЛЬ

ЛЕТНИЕ ЧТЕНИЯ

ЛЕТО ДОБРЫХ ДЕЛ

4 июля в 15.00
квест "ГЕРОЙ СРЕДИ НАС". Приключение первое "Помощь идет..., или секреты доброты" (6+)

11 июля в 15.00
квест "ГЕРОЙ СРЕДИ НАС". Приключение второе "А что у вас?" (6+)

18 июля 15.00
квест "ГЕРОЙ СРЕДИ НАС". Приключение третье "Быть человеком!" (6+)

25 июля в 15.00
"ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ..." - развивающая игра. Школа социальной адаптации.(6+)

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'С'

Социограмма

СОЦИОГРАММА - графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью теста социометрического при исследовании отношений межличностных в группах малых (см. социометрия).

Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических звезд (выбираемых большинством опрашиваемых), париев (от коих все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами.

Поскольку анализ социометрический может дать лишь самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой группе малой, социограмма отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы.
Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом.
При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, выбор взаимный, выбор ожидаемый, отклонение, отклонение взаимное, отклонение ожидаемое.
Различаются социограммы коллективные и индивидуальные.

Среди коллективных наиболее распространены социограммы, разработанные создателем этого метода Дж. Морено, фиксирующие и отражающие картину эмоциональных предпочтений - симпатий и антипатий - и позволяющие наглядно, в виде схем, представить ряд характеристик личностей и группы в целом.
В них члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре либо на периферии; при этом отражаются практически все связи, объединяющие субъектов.
Типичные конфигурации взаимоотношений - цепи, треугольники, квадраты и пр.

Но этот способ имеет существенный недостаток - при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей практически невозможно.

При проведении исследований социометрических делались попытки стандартизировать и рационализировать построение социограммы.
Определенный прогресс здесь связан с разработкой и широким внедрением в практику социограмм-мишеней.

При их построении учитывается разделение группы на популярных, средних и непопулярных членов; каждый из них в соответствии с этим помещается в определенный круг социограммы-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей.
Для одной группы обычно составляется несколько социограмм коллективных.

Социограммы индивидуальные позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе - например, отличить позицию лидера от позиции популярных членов группы, выделить отверженного или изолированного индивида.