Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'С'

Способность

СПОСОБНОСТЬ - определяются как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.
Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности.

Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют способности, имеющие психологическую природу, и индивидуально варьирующие.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.
Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека некоторой деятельности.

В основе одинаковых достижений при выполнении деятельности могут лежать различные способности; в то же время одна способность может быть условием успешности разных видов деятельности.
Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей.

Один из важных моментов в процессе обучения и воспитания - вопрос о периодах сенситивных, благоприятствующих становлению определенных способностей (см. сенситивность возрастная).
Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, необходимых для эффективного выполнения конкретного вида деятельности.

Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности.
Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей - тесты (см. тест достижений, тест интеллекта, тест креативности).

Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить:

  • общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности (см. интеллект);
  • специальные качества, отвечающие более узким требованиям данной деятельности (см. способность специальная).

Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

При определении структуры способностей как свойств личности всегда нужно учитывать генетические механизмы и особенно те свойства нервных процессов, кои непосредственно сказываются на динамике развития процессов психических и их свойств. Но нужно учитывать, что способности не выступают изолированно от развития всех других систем, входящих в личность как составляющие.

В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки.

В основе психологических возможностей, отличающих конкретного человека от других, лежат индивидуальные характеристики: конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии полушарий больших мозга и пр.
Именно это своеобразие индивидных характеристик выступает как природные задатки, но еще не определяют развития способностей как индивидуальных психологических возможностей. Успех деятельности зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний, умений и мотивации.
Но знания и умения могут усваиваться упорным трудом при отсутствии способностей в этой области, поэтому их еще нельзя назвать способностями. Сущность способностей составляют качества процессов психических, лежащие в основе овладения знаниями и умениями.

Структуру конкретной способности составляет совокупность качеств психических, необходимых для успешного выполнения соответствующей деятельности. Личность как носитель определенных качеств имеет потенции для развития способностей.
Эти потенции превращаются в реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря коей достигается успех деятельности.

Способности очень динамичны, подвижны; взаимодействие разных качеств психических при выполнении различных видов деятельности может выявлять и формировать новые для данной личности способности.

Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.
Нередко человек вынужден заниматься некоторой деятельностью, не имея способностей к ней. При этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности.
Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания и умения, или через формирование типического стиля деятельности, или же через другую, более развитую способность.

Как показатели способностей могут рассматриваться:

  1. темп продвижения в овладении деятельностью;
  2. широта переноса формирующихся психических качеств;
  3. соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.