Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

ИЮНЬ

ЛЕТНИЕ ЧТЕНИЯ

ЛЕТО ДОБРЫХ ДЕЛ

6 июня в 15.00
"МОЙ ДОБРЫЙ ДРУГ, МОЙ ДРУГ БЕСЦЕННЫЙ" (слайд-беседа ко дню А.С.Пушкина)

13 июня в 15.00
"НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! ЛЕТО!" праздник лета

14 июня 15.00
"БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФУТБОЛ" познавательно-развлекательная игра в библиотечном сквере

20 июня в 15.00
"ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?" беседа, посвященная дню Памяти и скорби

27 июня в 15.00
"ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ..." развивающая игра. Школа социальной адаптации

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'С'

Сверх-Я

СВЕРХ - Я (идеальное-Я; идеал-Я; Я-идеал; Супер-Эго; супер-эго; super-ego) - одна из компонент структуры личности в теории Фрейда.
Сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, кои контролируют действия Я и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности.

Сверх-Я - особая инстанция, выделяемая из Оно в раннем возрасте, начиная с четырех лет, и выступающая, в частности, как голос совести; призвана подавлять запретные влечения, противостоя побуждениям Оно и Я.
Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, оно представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Я (Эго) субъекта.

К пяти-шестн годам, в связи с решением проблемы комплекса Эдипова, в структуру Сверх-Я включается, наряду с запретами, идеал-образ.
Сверх-Я возникает в результате действия двух чрезвычайно важных факторов:

  • продолжительности детской беспомощности и зависимости человека;
  • наличия у него комплекса Эдипова.

Сверх-Я - дистанцированная часть Я - восходит к влиянию родителей и воспитателей и строится по примеру их Сверх-Я: механизмом формирования Сверх-Я выступает идентификация со Сверх-Я родителей и др. воспитателей.
Поэтому Сверх-Я - носитель традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям.

Ему присущи несколько взаимосвязанных функций:

  1. функция носителя совести;
  2. функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести;
  3. функция формирования и носителя Я-идеала;
  4. функция представителя всех моральных ограничений и поборника стремления к совершенствованию.

Если Я поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно и делает что-то вопреки совести, то неизбежно его наказание со стороны Сверх-Я в форме чувства стыда и раскаяния, Я соизмеряет себя с Я-идеалом, формирование коего входит в функции Сверх-Я, стремится к нему и старается выполнить его требование постоянного самосовершенствования. Сверх-Я находится в постоянном антагонизме с Оно, запрещая Я выполнять его стремления и желания.