Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

ВСЕЙ СЕМЬЕЙ В БИБЛИОТЕКУ

Каждое воскресенье с 10.30 до 17.00

11 ноября в 10.30 и 12.00 "Заяц Коська и другие" -кукольный спектакль (по сказке Н. Грибачева) (0+)

18 ноября в 10.30 и 12.00 "Бобик в гостях у Барбоса" -кукольный спектакль (по сказке Н. Носова) (0+)

25 ноября в 10.30 и 12.00 "Мама для Мамонтенка" -кукольный спектакль (по сказке Д. Непомнящей) ко Дню матери (0+)

Каждое воскресенье в 13.00 — Психологическая мастерская «КРАСКИ ЖИЗНИ»
11 ноября в 13.00 - 1-я мастерская - "Каля-маля" (18+)
18 ноября в 13.00 - 2-я мастерская - "Страхи из-под кровати" (18+)
25 ноября в 13.00 - 3-я мастерская - "Моя профессия — мой успех" (18+)

Каждое воскресенье творческая мастерская "СО...ТВОРИ" в 15.00
11 ноября - Поделка "Осень в лесу" (объемная аппликация) (6+)
18 ноября - Прихватка "Рукавичка-помощница" (6+)
25 ноября - Поделка "Грозди счастья" (серьги из бисера ко Дню матери) (6+)

Каждое воскресенье в 16.00 — «Ойдо лабыртом!» - кружок удмуртского языка для детей

Каждый понедельник и среду в 18.00 — «Ойдо лабыртом!» - кружок удмуртского языка для взрослых

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Т'

Темперамент

ТЕМПЕРАМЕНТ - под ним обычно понимаются те индивидуальные свойства, кои в наибольшей мере зависят от природных способностей человека.
Это - индивидная характеристика индивида со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Стимулирующая функция темперамента наиболее ярко проявляется в эмоциональной возбудимости нервных процессов, особенно в детском возрасте.
Но по мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в измененном качестве.

Все возрастающая способность к накоплению информации, ее осознание и осознание себя как субъекта деятельности обеспечивают личности возможность сочетать эмоциональную и интеллектуальную деятельность и тем самым сознательно управлять своим поведением и деятельностью.

Выделяются три сферы проявления темперамента: активность общая, особенности сферы моторной и свойства эмоциональности.

Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю.
Темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
Эта физиологическая ветвь учения о темпераменте восходит к временам античности (см. темперамент: учение физиологическое).
Гиппократ, исходя из представлений тех времен, описал четыре типа темперамента (см. темперамент: тип).
Его подход был чисто физиологическим: темперамент никак не связывался с психической жизнью и говорилось даже о темпераменте отдельных органов.

Свойства темперамента с самого начала связывались с представлениями о типах темперамента (см. темперамент: классификация), о психологических свойствах, сильно выраженных у многих людей с. разными демографическими и социальными признаками, но не встречающихся или же слабо выраженных у других.

Со временем появились умозаключения о том, какие психические качества должны быть у человека с преобладанием в организме одной из четырех жидкостей (см. темперамент: учение психологическое).
Отсюда появились психологические описания - портреты темпераментов; первая попытка принадлежала античному врачу Галену.

Гораздо позднее полунаучные-полухудожественные портреты темпераментов дал Кант, и они довольно быстро перешли в общую культуру.
Общежитейские представления о темпераментах мало изменилось и поныне.
Их признаки таковы:

  • сохраняются четыре гиппократовых типа;
  • обязательно предполагаются биологические основы психологических свойств, подчас достаточно фантастические;
  • в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств - от быстроты движений до речевых особенностей.

Вопрос о сущности или основной функции темперамента, лежащей в основе типологии темпераментов, пока не решен, и об этом можно лишь высказать предварительные соображения.
Так, можно указать на значение темперамента для регуляции динамики психической деятельности, коя обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма.
Важнейшее значение имеет и энергетический аспект функции темперамента: его такие свойства, как эмоциональность и активность, - наиболее энергоемкие характеристики психики.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты - активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты - или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

Как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту выделяется уровень порогов чувствительности.

Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря коим и складывается личность.

Будучи одной из ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих индивидные свойства человека, он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.
Однако и он сам - предпосылка и основа личностных образований более высокого порядка - таких, как характер и др.
Однако он - не просто опорный слой, но органическая составляющая для многих высших интегральных характеристик личности.
Поэтому неслучайна характерная для темперамента своеобразная энергетическая инвариантность: различные динамические характеристики психики, поскольку они определяются темпераментом, находятся меж собой в отношениях взаимодополнительности и компенсации, так что их общий энергетический потенциал как бы остается постоянным.
Так, повышенная эмоциональная возбудимость как бы дополняется и компенсируется развитием ориентировочных внутренних, умственных действий и ограничением объема общения, что снижает количество и удельный вес эмоционально значимых оценок действий индивида со стороны окружающих.

Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическая основа.

Известны три основные системы объяснений ее сущности, из коих две первые имеют лишь исторический интерес:

  1. гуморальная - связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и пр.); эта терминология стала широко употребительной;
  2. конституциональная - исходит из различий и конституции организма - его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и пр.);
  3. типы темперамента связываются с деятельностью системы нервной центральной.

Учение Павлова о влиянии системы нервной центральной на динамические особенности поведения выделяет:

  • три основных свойства системы нервной: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов;
  • четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов деятельности нервной высшей: а) сильный, уравновешенный, подвижный; б) сильный, уравновешенный, инертный; в) сильный, неуравновешенный; г) слабый; им соответственно отвечают темперамент сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что структура основных свойств системы нервной много сложнее, а число комбинаций гораздо больше.
Однако указанные четыре типа как самые обобщенные можно использовать для изучения индивидуальности.

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе.
Он не характеризует содержательную сторону личности (направленность сферы мотивационной, ориентации ценностные, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности.
Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, ибо темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от коих в решающей степени зависит формирование личности.