Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Т'

Теория эмоций информационная

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ - концепция, согласно коей эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели.
Субъект оценивает эту вероятность на базе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с текущей информацией.

Вероятность достижения цели может прогнозироваться и на осознаваемом, и на неосознаваемом уровне.

Возрастание вероятности при поступлении новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям.

Стремление максимизировать - усилить, продлить, повторить положительные эмоции и минимизировать - ослабить, прервать, предотвратить отрицательные определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации поведения целенаправленного.

Теория эмоций информационная разработана в 1964 г. П. В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов.
В 1984 г. Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую назвали общим законом человеческих эмоций.

Теория эмоций информационная позволяет использовать регистрируемые правления эмоций - мимику, голос, изменения физиологических функций и активности электрической мозга как индикаторы потребности субъекта и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия.

Анализ многообразных эмоций с позиций этой теории привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей - витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных - потребности в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребности в преодолении препятствий на пути к цели (именуемой обычно волей).

Среди социальных различаются потребности для себя, осознаваемые субъектом как права, и потребности для других, осознаваемые в качестве обязанностей.

В ходе экспериментальной разработки теории эмоций информационной:

  • выявлены структуры мозга головного, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза состояний эмоциональных;
  • проанализированы закономерности и механизмы возникновения стресса эмоционального, его роль в формировании заболеваний невротических и психосоматических.

Теория эмоций информационная позволила предложить методы диагностики степени напряжения эмоционального у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и пр.), и меры профилактики этого напряжения.