Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Т'

Тест

ТЕСТ - тест психологический - система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида - объекта наблюдения.
Стандартизованный метод, инструмент для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные или невербальные ответы или через другие виды поведения.

Позволяет количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества - интеллектуальные или перцептивные способности, двигательные функции или личностные особенности, порог возникновения тревоги или досады в определенной ситуации, или же интерес, проявляемый к некоторому виду активности.

Однако при использовании тестов возникает немало проблем. Одна из них связана со способом нормализации теста.
От других средств проверки свойств личности отличается соответствием требованиям точности и валидности (см. валидность; тест: надежность).

Тест, созданный для измерения одного свойства, называется гомогенным.
Совокупность тестов гомогенных, связанная общей концепцией или теорией измерения различных свойств личности, образует тест гетерогенный.

Хотя средства проверки некоторых свойств личности существовали еще в древние времена, история тестов как научно обоснованного метода измерения началась лишь с конца XIX в.
Родоначальником тестов считается Д. Кэттелл; большой вклад в его развитие внес Ф. Гальтон.

Существует достаточно развитая теория тестов.
На первом этапе ее создания основное внимание уделялось повышению качества психологических измерений на основе классического аппарата теории погрешностей измерений.
Позднее теория тестов психологических стала развиваться на базе анализа латентно-структурного (П. Лазарсфельд и пр.) и связанного с ним ряда математических моделей измерения.
На смену классической теории тестов пришла математическая теория оценки качества заданий и параметров личности.
На ее основе делаются все современные тесты.

Использование этой теории позволяет построить характеристические кривые заданий теста, отражающие эффективность их работы применительно каждого испытуемого.
Это обусловливает широкое применение тестирования адаптивного - в зависимости от целей исследования и возможностей испытуемых.

Тесты весьма разнообразны.
Есть множество их классификаций по различным основаниям: тесты вербальные и невербальные, тесты интеллекта и тесты личности, тесты групповые и индивидуальные - в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения.

Наиболее существенные признаки тестов:

  • стандартизованность предъявления и обработки результатов;
  • независмость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;
  • сопоставимость индивидуальных данных с нормативными - полученными в тех же условиях и в достаточно репрезентативной группе.

Метод тестов нередко используют для подтверждения идей, относящихся скорее к области политики, чем науки.