Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Т'

Тест пятен роршаха

ТЕСТ ПЯТЕН РОРШАХА (тест пятен чернильных) - одна из методик проективных, относящаяся к группе методик структурирования.
Создана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г., который один из первых отметил связь фантазиеподобной продукции и типа личности.
Он в ходе исследований также выделил несколько типов человеческого восприятия (см. восприятие: тип).

Тест диагностирует структурные характеристики личности: особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (стиль когнитивный), внутри- и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (механизмы защитные), общую направленность личности (тип переживания) и пр.
Связь отдельных показателей теста с этими параметрами личности обоснована лишь эмпирически.

Материал теста состоит из десяти стандартных таблиц, выполненных в черно-белых, черно-красных и пастельных тонах.
Каждая таблица - копия оригинала, полученного складыванием пополам листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном.
Хотя рисунок пятна не поддается однозначной интерпретации, опыт работы показывает, что таблицы неравнозначны в своем эмоциональном воздействии на человека.
Так, красные тона таблиц вызывают беспокойство, а мелкие детали вокруг вертикальной оси часто связываются с образами сексуального характера

Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не рекомендуется, но вместе с тем важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как можно непринужденнее.
Обычно также подчеркивается, что можно давать любые ответы, которые не оцениваются как правильные либо ошибочные.
Таблицы предъявляются по порядку в стандартном положении, указанном на обороте.
Первая таблица сопровождается инструкцией - вопросом, что это такое и на что может быть похоже. По окончании спонтанных высказываний о некоторой таблице можно стимулировать испытуемого вопросами о том, что он может добавить и пр.
Возможны значительные расхождения между объемами спонтанных и дополнительных высказываний.
Ответы, полученные при опросе, не включаются в расчетные формулы или подсчитываются с учетом коэффициентов.

Иногда процедура дополняется фазой определения пределов чувствительности.

  • Опрос. В этой фазе исследования выясняется, как исследуемый пришел к формулировке того или иного ответа, т. е. уточняется локализация образа и его детерминант.
    Следует избегать прямых и наводящих вопросов.
    Можно задавать вопросы о том, где именно находится некоторая названная деталь или особенность описываемого образа.
    Для уточнения детерминант иногда достаточно вопроса о том, что заставило испытуемого думать о той или иной названной детали, и пр.

  • Определение пределов чувствительности.
    В этой фазе сознательно оказывается давление на испытуемого с целью вызвать те реакции, которых он избегает.
    Для этого можно попросить выбрать самую приятную таблицу, затем - самую неприятную; привлечь внимание к тем особенностям пятен, которые испытуемым игнорировались; предложить образцы других возможных интерпретаций, и пр.

  • Шифровка ответов - обозначение и классификация ответов с учетом пяти основных категорий: локализации, детерминанты, содержания, популярности либо оригинальности, качества формы.
    Основная цель - установление связи между ответом и элементом пятна, а также формализация ответа для последующего анализа и интерпретации.
    Ответом считается высказывание, соответствующее пятну или его части.
    Различаются основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученные при опросе); последние подсчитываются отдельно и в расчетных формулах учитываются со специальными коэффициентами. Категории, используемые при шифровке, записываются с помощью специальных условных обозначений.
    Локализация ответа характеризует тип восприятия и определяется соотнесением образа с той или иной частью пятна. Различаются ответы целостные, почти целостные, и пр.
    Детерминантами называются такие характеристики ответа, как форма, движение, цвет, оттенки; иные из них обусловливаются свойствами пятна, иные - сугубо субъективны.
    Детерминанты раскрывают способ видения, избирательность человека относительно аспектов среды и собственного внутреннего мира.
    Оценка популярности - оригинальности ответов представляет определенные трудности, и вообще не все ответы могут быть оценены таким образом.
    Оригинальными считаются ответы, встречающиеся не чаще одного раза на сотню ответов; их опознание требует большого опыта, поэтому нередко пользуются простым указанием на тенденцию к оригинальности.

  • Интерпретация основных категорий шифровки - представляет значительные трудности и наиболее уязвима для критики, поскольку основные принципы интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования.
    При интерпретации учитывается психологический смысл локализационных показателей теста, основных детерминант, содержания ответов, а также их популярность (банальность), оригинальность.

  • Интерпретация результатов теста - производится в зависимости от теоретических установок исследователя.
    Существуют по крайней мере два направления в развитии технологии теста: первое представлено швейцарской и французской школами, опирается на классический психоанализ и видит в тесте средство выявления инстинктивных влечений и их символического выражения; второе теоретическими истоками уходит в психологию Я и экспериментальные исследования нового взгляда и в качестве основной категории интерпретации рассматривает стиль когнитивный личности.
    Здесь тест выступает как своеобразная задача, решение коей определяется интеллектуальными возможностями испытуемого и имеющимися у него средствами контроля и регуляции аффективной жизни.
    Интерпретация теста может включать несколько этапов; ее глубина зависит от поставленных задач и от теоретических установок экспериментатора.
    В общем случае первый - аналитический - этап состоит в выделении ряда параметров (тип переживания, характеристика интеллекта и пр.), значения коих вычисляются по специальным формулам, основанным на теоретических положениях и клиническом эмпирическом опыте.
    Второй этап состоит во взаимном соотнесении отдельных показателей теста и в создании своего рода ансамблей из них: считается, что изолированный показатель не может служить надежным свидетельством, в то время как ансамбль уже обеспечивает достаточную обоснованность вывода.
    Последний этап - переход от описания отдельных сфер личности к характеристике ее целостной структуры, что требует достаточной квалификации психолога.

  • Диагностика. Тест Роршаха, как правило, не вскрывает содержания конфликтных переживаний, однако они могут диагностироваться опосредованно - изучением динамики интерпретации в процессе исследования.
    Объектом анализа становятся любые отклонения в поведении испытуемого, его комментарии, особенности работы с каждой таблицей и пр.
    О наличии конфликта говорят также особые феномены - отказы (от интерпретации каких-либо таблиц) и шоки (невротические реакции защиты от аффекта, выражаемые определенными отклонениями во время ответа).
    О наличии конфликта свидетельствуют также некоторые показатели, выявляемые при интерпретации теста. Диагностируемые таким путем конфликты могут иметь различную природу.