Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'В'
Внушаемость
ВНУШАЕМОСТЬ - мера или степень восприимчивости к внушению, определяемая и ограничиваемая рядом факторов, в основном - субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.Некритичное принятие чужой точки зрения и подчинения (повиновения), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Характеристика индивида, зависящая от ситуативных и личностных факторов. Нормальное свойство человеческой психики, но, будучи чрезмерной, может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное ей свойство - критичность.
К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (см. комплекс), покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность (см. экстраверсия и интроверсия), повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности.
Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:
- психофизическое состояние субъекта - при покое и релаксации внушаемость возрастает, так же как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе;
- низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, малая степень его значимости для личности;
- дефицит времени для принятия решения.
Внушаемость под влиянием группового давления (см. конформность) зависит от уровня группового развития.
Экспериментально показано, что субъекты, характеризуемые по тестам внушаемости как внушаемые, в коллективе - в результате опосредования отношений межличностных целями и ценностями деятельности совместной - оказываются способными осуществлять коллективистское самоопределение - противостоять внушаемости.
Современная психология рассматривает внушаемость как неоднородное явление. Она по-разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно того или иного содержания и вида деятельности.
Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то степени может оказаться внушаемым.
С помощью анализа факторного выявлено два типа внушаемости: 1) внушаемость первичная - лежит в основе восприимчивости к аутосуггестии (см. самовнушение), гипнозу; 2) внушаемость вторичная - связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта.