Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'В'

Возраст

ВОЗРАСТ - в психологии - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В психологии рассматриваются понятия возраста хронологического и возраста психологического.
Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных психических процессов.
Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности.
В ряде концепций возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

В психологии принимаются разные по принципам построения концепции возрастной периодизации.
Так, в 20-е годы XX в. складывались концепции развития психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка.
В 70-е годы Эльконин предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущих деятельностей: 1) игра - дошкольники; 2) обучение - младшие школьники; 3) общение интимно-личное - подростки; 4) деятельность учебно-профессиональная - юноши.
В 80-е годы Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами.
Безотносительно решения вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов. Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной отечественной и зарубежной психологии.
Возрастные ступени относительны и условно усредненны, но это не исключает индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом человеку на конкретном этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение.

Специфические характеристики возраста определяются:

  1. особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития (см. развитие групповое: уровень) и в учебно-воспитательные учреждения;
  2. изменением характера воспитания в семье;
  3. формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности;
  4. особенностями физиологического развития.

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны - границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.
В СССР была принята следующая периодизация возраста: 1) младенчество - от рождения до 1 года; 2) детство преддошкольное - 1-3 года; 3) детство дошкольное -3-6 лет; 4) возраст школьный младший - 6-10 лет; 5) возраст подростковый - 10-15 лет; 6) юность: а) первый период - возраст школьный старший - 15-17 лет; б) второй период - 17-21 год; 7) зрелый возраст: а) первый период - 21-35 лет; б) второй период - 35-60 лет, 8) возраст пожилой - 60-75 лет; 9) возраст старческий - 75-90 лет; 10) долгожители - 90 лет и выше.