Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'Я'
Я
Я (это) - сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности.Результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - в отношении прошлого, настоящего и будущего.
Я формируется в деятельности и общении.
Изменяя в деятельности предметной окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам.
Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро личности.
Я - одна из компонент структуры личности в теории Фрейда (см. фрейдизм; психоанализ).
Согласно Фрейду, Я выделяется из Оно как особая дифференцированная часть в раннем детском возрасте - как структура, задача коей - найти реалистические формы удовлетворения желаний и влечений.
Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от комплекса Эдипова), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью.
Образуется как модификация части Оно, целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира.
Я - это совокупность организованных сил, которая контролирует слепые силы Оно и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира.
Несмотря на непосредственную связь с сознанием, Я как часть Оно остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а его ядро - всегда бессознательно.
Несчастное существо, находящееся в услужении у трех господ, трех тиранов - внешнего мира, Сверх-Я и Оно.
Важнейший успех развития Я - переход от принципа удовольствия к принципу реальности, благодаря чему Я оказывает существенное влияние на поведение и жизнь.
Представление о собственном Я развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от прочего мира. Я всегда остается масштабом, коим оценивается мир.
Я черпает свою энергию в Оно, под давлением коего должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений.
Выполняя эту функцию, Я вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения.
В результате принцип удовольствия, безраздельно господствующий в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех.
При построении реальной картины мира Я взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени.
В отличие от Оно, Я стремится к синтезу своих содержаний.
Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях, основанных на смысле здравом и благоразумии.
При этом во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно.
Я с возникновением Сверх-Я становится своеобразным полем битвы между Оно и Сверх-Я.
В травматической ситуации этого внутреннего конфликта вырабатывает защиты психологические - особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответствующем некоему идеалу.
В этой ситуации Я часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха.
Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Я часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывая конфликты Оно с реальностью.
В то же время Я находится под контролем Сверх-Я, предписывающим ему определенные нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и сознания вины. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно.
Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и реорганизовать его так, чтобы освоить новые области Оно и так укрепить Я.