Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Э'

Эксперимент

ЭКСПЕРИМЕНТ - в психологии - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности.
Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта.

Проводить эксперимент, экспериментировать - это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых.
Это позволяет осуществлять относительно полный контроль переменных.
Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей.

Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.
Основное достоинство эксперимента - в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий.
Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии.
Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем.

Но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче.
Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей.
Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ.
Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый.
Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр.

Результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами.
Один из самых частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект Хоторна.
Избежать этих эффектов помогает применение метода слепого.

Выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой.
По иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий.
Различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической: к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, - тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, - тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения.

Как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика.
Естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если необходимо, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи - корреляции - между переменными.

Разделяются планы проведения эксперимента:

  • традиционные - когда меняется лишь одна переменная независимая;
  • факторные - когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство - возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента применяется анализ дисперсионный.

Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят об эксперименте пилотажном (см. исследование пилотажное), результаты коего могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

Когда есть две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят об эксперименте решающем (лат. experimentum crucis).

Эксперимент контрольный осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей.

Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные.
Так, в психологии дифференциальной и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях.
Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно влиять на его поведение.

Особая категория методов психологического исследования и воздействия - эксперименты формирующие, или обучающие.
Они позволяют направленно формировать особенности таких процессов психических, как восприятие, внимание, память, мышление и пр.