Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

СЕНТЯБРЬ

ДОБРЫЕ УРОКИ

16 сентября в 10.30 и в 12.00
Урок 1 "Вежливая тропинка" -кукольный спектакль (про общение) (0+)
23 сентября в 10.30 и в 12.00
Урок 2 "Волшебная палочка" -кукольный спектакль (В. Сутеев) (0+)

30 сентября 10.30 и в 12.00
Урок 3 "Буква Я, или про всех на свете..." -кукольный спектакль (Б. Заходер) (0+)

Каждое воскресенье в 10.30 и в 12.00
Переменка: "Сказки доброты" (читаем вместе с детьми) - библиографические обзоры для родителей (0+)

Каждое воскресенье творческая мастерская "Со...Твори" в 15.00
16 сентября - Открытка "Божья коровка" (объемная аппликация) (6+)
23 сентября - Закладка "Я люблю читать" (6+)
30 сентября - Поделка "Птица счастья" (в технике квилинг) (6+)
Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'Э'

Эмоция

ЭМОЦИЯ - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности.

В теории деятельности определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.
Если с точки зрения мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции, если неуспешна - отрицательные.

Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, кои связаны с мотивами.
Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы.

Эмоции - очень важный показатель и потому - ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какому поводу они возникают и какого они свойства.

В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Простейшая форма эмоции - т. н. тон эмоциональных ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению.
В условиях экстремальных, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты.

Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность коих от него скрыта.
Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта - в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться.

Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществляемых эмоциями функций, обеспечивается системой нервной вегетативной в ее взаимодействии со структурами мозга головного, представляющим центральный нервный субстрат эмоции.
При эмоциях происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, системы сердечно-сосудистой, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и пр.

Эмоции человека - продукт общественно-исторического развития.
Они относятся, к процессам внутренней регуляции поведения.
Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее.

Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям.
Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью.
События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона - настроения.

Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:

  1. к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности - например, страх, гнев;
  2. к конкретным достижениям в ней - радость, огорчение;
  3. к сложившимся или возможным ситуациям и пр.

Характер и динамика эмоций ситуативных определяются как объективными событиями, так и чувствами, из коих они развиваются; так, из любви может развиться гордость любимым человеком, огорчение из-за его неудач, ревность и пр.

Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено:

  1. в их качественных характеристиках; к ним относится: а) знак - положительный, отрицательный; б) модальность - удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и пр.;
  2. в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и пр.;
  3. в динамике внешнего выражения эмоций - эмоциональной экспрессии - в мимике, речи, пантомимике.

Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается:

  • в дифференциации качеств эмоций;
  • в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;
  • в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.

Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживаний (см. эмпатия), возникающих в общении с др. людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.

Эмоции выступают в роли регуляторов общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства.
Одно из средств общения - движения выразительные, имеющие сигнальный и социальный характер.
При некоторых общих чертах они существенно различаются в разные исторические эпохи и в различных культурах