Центр психологического просвещения
Психологический словарь
Термины на 'З'
Запечатление (импринтинг)
ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (импринтинг) - 1. Специфическая форма научения у высших позвоночных (см. животное; научение), при коем фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, и том числе животных-жертв, и пр.2. Глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который увиден животным после его появления на свет.
В условиях эксперимента может быть вызван любым объектом, живым или неживым, лишь бы этот объект двигался. По-видимому, механизм запечатления важен для выживания.
В природных условиях первый движущийся объект, попадающий в поле зрения детеныша, - это обычно его мать.
Явление запечатления проявляется главным образом у выводковых птиц, у некоторых рыб и млекопитающих, но, видимо, существует и у птенцовых птиц.
У обезьян детеныши гораздо дольше зависят от родителей, и запечатление происходит намного позднее и выражено сильнее.
Механизм запечатления служит как бы связующим звеном между рожденным и приобретенным.
Так, у видов, коим свойственно значительное запечатление, формы сыновнего и дочернего, а также социального и полового поведения детерминированы генетически, но направленность их зависит от опыта, получаемого с первых минут жизни - приобретена.
Запечатление происходит преимущественно на ранних этапах постнатального (послеродового) развития и возможно лишь в течение определенного, обычно короткого (сенсибельного, критического) периода.
Процесс запечатления совершается чрезвычайно быстро, часто при первой же встрече с объектом запечатления, и без внешнего подкрепления. Результат запечатления обычно необратим.
Запечатление обеспечивает животным:
- охрану потомства - следование детей за родителями;
- узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров;
- узнавание признаков местности, и пр.
3. Мгновенное запоминание. У человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами интенсивного развития психических функций.
При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это.
Запечатление обнаруживает в процессе опредмечения важные черты потребностей:
- первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
- быструю фиксацию потребности на первом удовлетворившем ее предмете.