Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

БИБЛИОНОЧЬ 2020

25 апреля онлайн
11.00 Письмо - треугольник
мастер-класс
12.00 Подвиг солдата. Война глазами ребенка
выставка рисунков Вани Санникова
13.00 "На войне одной минутки не прожить без прибаутки"
юмор на войне
14.00 Открытка ко дню Победы
мастер-класс
14.30 Война глазами художников
видео презентация
15.00 Салюты бывают разные
Галилео -шоу
16.00 Великая Отечественная война
онлайн тест
17.00 Поэтический батл
конкурс чтецов
18.00 "Ах, война, что ты сделала подлая..."
психологический тренинг
19.00 Военная книга на экране
х/ф "Звезда"

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Центр психологического просвещения

Психологический словарь

Термины на 'З'

Запечатление (импринтинг)

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (импринтинг) - 1. Специфическая форма научения у высших позвоночных (см. животное; научение), при коем фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, и том числе животных-жертв, и пр.

2. Глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который увиден животным после его появления на свет.

В условиях эксперимента может быть вызван любым объектом, живым или неживым, лишь бы этот объект двигался. По-видимому, механизм запечатления важен для выживания.
В природных условиях первый движущийся объект, попадающий в поле зрения детеныша, - это обычно его мать.

Явление запечатления проявляется главным образом у выводковых птиц, у некоторых рыб и млекопитающих, но, видимо, существует и у птенцовых птиц.
У обезьян детеныши гораздо дольше зависят от родителей, и запечатление происходит намного позднее и выражено сильнее.

Механизм запечатления служит как бы связующим звеном между рожденным и приобретенным.
Так, у видов, коим свойственно значительное запечатление, формы сыновнего и дочернего, а также социального и полового поведения детерминированы генетически, но направленность их зависит от опыта, получаемого с первых минут жизни - приобретена.
Запечатление происходит преимущественно на ранних этапах постнатального (послеродового) развития и возможно лишь в течение определенного, обычно короткого (сенсибельного, критического) периода.

Процесс запечатления совершается чрезвычайно быстро, часто при первой же встрече с объектом запечатления, и без внешнего подкрепления. Результат запечатления обычно необратим.
Запечатление обеспечивает животным:

  • охрану потомства - следование детей за родителями;
  • узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров;
  • узнавание признаков местности, и пр.

3. Мгновенное запоминание. У человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами интенсивного развития психических функций.

При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это.
Запечатление обнаруживает в процессе опредмечения важные черты потребностей:

  • первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  • быструю фиксацию потребности на первом удовлетворившем ее предмете.