Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Азбука общения

Любовь и защита


Во-первых, мы не следователи. Это их дело — выяснять объективную реальность.
Для нас важно то, как ребенок воспринимает случившееся. Если он фантазирует, взрослые должны понимать, что для таких фантазий нужны веские побудительные мотивы. Кроме того, нельзя не учесть, как непросто решиться ребенку на подобный обман.
Очевидно одно: ребенок нуждается в нашей помощи, ему необходима уверенность в том, что ему верят.

Во-вторых, перед нами встает вопрос о закрытости полученной информации.
Сексуальные злоупотребления, особенно по отношению к детям,— тяжкое преступление, за которым может последовать суровое наказание.
Необходимо ли сообщать в милицию о том, что рассказал ребенок? Англичане, например, считают, что таинство исповеди — атрибут церкви: психолог и учитель не имеют права обещать конфиденциальности...
В работе с ребенком, пережившим серьезное потрясение, особенно в случаях сексуального инцестного насилия, от психолога и педагога требуется достаточно тонкий подход, чтобы создать благоприятные условия для максимально полного доверия стороны пострадавшего, то есть для откровенного рассказа о случившемся.
Ключевой момент здесь — снять с плеч ребенка ответственность за действия родителей.
При этом возникают некоторые сложности.

Большое значение имеет пол психолога: для большей открытости лучше, чтобы он был одного пола с ребенком.
Надо отметить, что иногда сексуальные злоупотребления длятся годами — это не может не отложить отпечаток на характер и личность ребенка.
Поэтому педагогу или психологу следует быть готовым к встрече с неприятными, не располагающими к себе детьми, отличающимися какими-то странностями, а то и пороками.
В чем может состоять психологическая помощь таким детям?

Самое главное — они имеют право чувствовать себя спокойно, в атмосфере любви и безопасности. Им не нужно впадать в самообвинения.
Часто такие дети не видят альтернатив своему поведению и не могут остановить процесс регулярных страданий.
Поэтому одна из целей работы — научить защищать себя, говорить нет.
Поскольку детям трудно говорить о том, что с ними произошло (это относится не только к сексуальным злоупотреблениям, но и к другим травмам), а также по многим другим причинам, рекомендуется изживать психологическую травму в игре.
Это могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разгрузку, а также психодраматические инсценировки.
Можно использовать сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сказочные сюжеты.
Сказки должны иметь благополучное разрешение. Всегда можно найти и разыграть приемлемый выход из трудной ситуации, даже если его нет в самой сказке.
Кроме того, не стоит ребенку заигрываться в роли агрессора. И, наконец, после представления должно быть обсуждение того психологического и нравственного опыта, который ребенок получил в этой игре.

Другое направление психологической помощи связано с использованием специальных средств реабилитации.
Мне довелось просматривать английский каталог детских реабилитационных средств. Чего там только нет!
И фанерные домики в рост ребенка, которые легко падают и вновь легко восстанавливаются.
И специальные неустойчивые качели для детей, боящихся утраты почвы под ногами (это часто бывает после землетрясения или несчастных случаев, связанных с разрушением жилища).
К средствам неспецифической терапии относятся всевозможные песочницы, ванночки (игры с песком и водой обладают сильнейшим лечебно-восстановительным эффектом); пластилин, работа с которым позволяет ребенку восстановить тактильное взаимодействие с миром, нарушенное в случаях насилия; краски, которые легко отстирываются от детской одежды...

Для преодоления различных психологических травм в английском каталоге предлагаются всевозможные кукольные наборы для игр.
Это и кукольная операционная с операционным столом, хирургом и т. д.
И — кабинет зубного врача, больничная палата, где на кровати лежит кукла с ногой и рукой в гипсе.
И — набор кукол для проигрывания ситуации с дорожно-транспортным происшествием: машина полиции, скорая помощь, полицейские, ограждения, другая машина, которая, по-видимому, и попала в аварию...
Для работы с семейными травмами предлагаются такие наборы кукол: мама, папа, подростки, младенцы, бабушка, дедушка и т. д.
Все эти куклы имеют вторичные половые признаки, и, более того, они имеют национальность! Есть куклы черные, есть китайцы, есть латиноамериканцы и т. п.

Но более всего меня потрясли куклы-инвалиды!
Одна кукла — на коляске, другая — слепая с собакой-поводырем, кукла без ноги.
Причем вид у этих кукол — они вполне довольны жизнью.
Кукла без ноги, например, стоит на лыже, у нее в руках лыжные палки, одета в свитер с надписью Тренер по лыжам.
Выглядит — залихватски.

Применение такого рода средств облегчает работу психологов, учителей и социальных работников.
Даже если в наших условиях непросто найти все перечисленные средства, то всегда можно, имея несложный арсенал кукол и других игрушек, проиграть практически любую ситуацию. Фантазия довершит сходство с реальностью.
Кроме того, в помощь родителям, психологам и учителям существующие в большинстве стран мира
Психологические Кризисные Центры распространяют буклеты для детей и взрослых — чтобы люди сами могли распознавать у себя травматические стрессовые реакции.
Это важно, чтобы ребенок и взрослый сами знали, что с ними происходит, как им помочь себе и когда требуется обратиться за профессиональной помощью.

Ваши реакции на экстремальное стрессовое событие

Из разработок Линкольнширского центра кризисной психологии (Англия)
Если вы пережили травматический инцидент — катастрофу, несчастный случай или трагическое событие, коснувшееся ваших близких,— за таким событием бывают обычно очень интенсивные эмоциональные и физические реакции.
Вы можете быть удивлены своими реакциями, которые вам незнакомы и кажутся невозможными для вашего характера.
Мы хотим дать вам кое-какие советы, которые помогут вам понять свои реакции и справиться с ними.

Что вы можете чувствовать после травматического события

  • Грусть. Чувство глубокой грусти и печали возникает, если произошла трагическая гибель, или кто-то был ранен, или был причинен большой вред.

  • Беспомощность. Травматические инциденты, как правило, слишком сильны.
    Они будто вычеркивают самое лучшее в нас и заставляют нас чувствовать бессилие и безысходность.

  • Повторяющееся переживание события. Впечатления, полученные во время события, могут быть столь пугающими и шокирующими, что их переживание будет очень долгим, с частыми вспышками воспоминаний и сновидениями, когда повторяются чувства, испытанные во время или после события.
    Вы внезапно можете почувствовать себя так, как если бы событие вновь случилось с вами.
    Повторяющиеся переживания могут быть крайне тяжелыми, но это совершенно нормально, в этом нет ничего необычного.

  • Оцепенение. После события вы можете почувствовать эмоциональную истощенность.
    Ваши обычные чувства на время могут быть блокированы и ваша способность переживать их может быть весьма ограничена.
    Вас может охватить желание отойти от контактов с другими людьми, вас перестанет увлекать то, что обычно радовало.

  • Переоценка ценностей. Травматическое событие может изменить ваш взгляд на важные моменты вашей жизни.
    Надежды на лучшее будущее могут быть утрачены или изменены вследствие глубокого разочарования.

  • Напряженность и беспокойство. Вы можете чувствовать себя безудержно взвинченными, что затрудняет отдых, засыпание и т. д., ослабляет память на события и имена и мешает сосредоточиться.
    Плач очень хорошо помогает. Лучше проявить чувства, чем пытаться их сдерживать.

  • Злость. У вас возникает ощущение, что вы не похожи на самого себя.
    Родные, друзья и коллеги могут заметить перемены в вашем характере.
    Интенсивный и постоянный гнев связан с несправедливостью и бессмысленностью того, что произошло, и направлен против тех, кто, на ваш взгляд, был причиной случившегося.

  • Страх. В вашей жизни могут появиться новые страхи и тревоги.
    Вы опасаетесь выйти из дома, боитесь потерять своих близких или что вас бросят.
    Другие переживания связаны с боязнью потерять контроль над собой, иметь непереносимо интенсивное чувство или тревогу, что случившийся инцидент может произойти вновь.

  • Вина. Вместо чувства облегчения от того, что вы спаслись, вы можете переживать чувство вины.
    У вас возникают сомнения: не могли бы вы сделать больше, чтобы помочь близким? Вы спрашиваете себя — чем вы заслужили то, что выжили, почему другие люди не были столь удачливы?

  • Взаимоотношения. Стрессы и напряжения, возникающие в обычной жизни, МОГУТ стать непереносимыми для тех, кто прошел травматический инцидент.
    Они стараются избегать близких контактов с родными, друзьями и коллегами, что зачастую ведет к добавлению личных проблем.
    Трудности во взаимоотношениях со временем усиливаются наряду с нарастающим ощущением, что «никто не может понять, через что я прошел».

Такое ложное представление — главное препятствие для просьбы о помощи и поддержке.
А между тем, часто именно окружающие могут быть источником вашего равновесия во время кризиса.

Какие физические последствия могут быть у вас

Помимо эмоционального напряжения, травматический инцидент может иметь физические последствия.
Они возникают вскоре после критического события, но могут также развиться спустя много месяцев. Вот некоторые наиболее распространенные.

  • Усталость и истощенность. Все стрессы создают интенсивное и длительное воздействие на ваше тело, которое не всегда прекращается с завершением инцидента.
    Ваше тело долгое время может быть физически или психически сверхвовлеченным, что вначале ведет к усталости, а позже к истощению.

  • Мускульное напряжение. Нервное напряжение, в котором вы находились, выражается в мускульном напряжении в различных частях вашего тела.
    Это сопровождается разнообразными симптомами, начиная с общей негибкости до болей различной локализации, головных болей, ощущений удушья и комка в горле и других заболеваний.

  • Сердцебиение. Все эмоциональные реакции связаны с кратковременными или долговременными соматическими реакциями: сердцебиение, потливость, тремор, что может приводить к периодическому нервному ознобу, соматическим болям и проблемам с пищеварением.
    Медицинское лечение может вызвать некоторое уменьшение этих реакций.
    Важно помнить, что проработка травматического события и проговаривание его с кем-нибудь — это самый важный шаг к долговременному выздоровлению.

Запомните!

У вас могут быть некоторые или все перечисленные реакции время от времени или постоянно.
Во всех случаях это знаки, говорящие о том, что вы на пути естественного исцеления. Это ра6отаг помогающая вам адаптироваться к тому, что произошло с вами. Обычно реакции начинаются примерно через неделю и сходят на нет спустя длительное время после события.
Если этого нет, тогда вам следует проявить инициативу и рассказать кому-нибудь о ваших реакциях на стресс.

Как вы можете помочь себе

Самое важное — не сдерживать чувства, которые у нас возникли по поводу того, что произошло, даже если вы шокированы или поражены.
После травматического события типичны следующие реакции: вспышки воспоминаний; повторяющиеся, насильственно внедряющиеся воспоминания о событии; грусть, печаль; сны о событии; избегание напоминаний о событии; отсутствие энтузиазма, равнодушие; утомляемость; эмоциональная отстраненность.

Чтобы уменьшить негативное влияние травматического события, вам может помочь вот что.
Постарайтесь думать о других вещах, старайтесь быть занятым и помогать другим; удостоверьтесь, что вы знаете именно то, что произошло, а не то, что вы об этом думаете; позволяйте себе переживать те чувства, которые вы испытываете по поводу происшедшего, и рассказывайте другим об этом; размышляйте о смысле жизни, следующей за событием, продолжайте строить планы на будущее.
Некоторые из этих советов находятся в противоречии друг к другу, но вы должны найти место каждому из них!
Чаще всего о пережитой травме напоминают несчастные случаи. Поэтому вы должны быть особенно осторожны за рулем, на работе, на улице.

Когда вы нуждаетесь в помощи

Как было отмечено ранее, реакции на травматическое событие обычно проходят со временем.
Тем не менее некоторые события особенно стрессогенны и могут длиться особенно долго или быть особенно значимыми для вас.
При определенных обстоятельствах вам может понадобиться посторонняя помощь.

Вам есть смысл обратиться за помощью к психологу:

  • если ваши интенсивные чувства или телесные ощущения продолжают захлестывать вас;
  • если ваши чувства необычны для вас;
  • если воспоминания, сны и образы травматического события продолжают насильственно внедряться в ваше сознание, заставляя вас чувствовать себя напуганным и лишенным покоя;
  • если вы не можете найти облегчения вашему напряжению, замешательству, чувству опустошенности или истощенности; если изменилось ваше отношение к работе;
  • если вы должны сдерживать свою активность, чтобы избежать тяжелого чувства;
  • если у вас ночные кошмары или бессонница;
  • если вы не можете контролировать свой гнев;
  • если у вас нет человека, с кем вы могли бы поделиться и открыть свои чувства;
  • если ваши взаимоотношения сильно ухудшились или люди, которые вас окружают, отмечают, что вы изменились;
  • если с вами чаще стали происходить нехорошие случаи;
  • если ваши обычные привычки изменились к худшему;
  • если вы стали принимать больше медикаментов;
  • если вы чувствуете себя сгоревшим.

Для ребёнка совершенно нормально быть расстроенным.

Ваши дети нуждаются в вас
Вы недавно пережили катастрофу.
Семейная повседневная жизнь нарушена. У вас полно дел, вы сталкиваетесь с множеством проблем и трудностей.
Ребенку непросто понять, что произошло в семье и доме.
Но он нуждается в вашем понимании того, как помочь ему справиться со своими чувствами, пережить тяжелые времена.
Он может испытывать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы.

У некоторых детей глубокие переживания возникают сразу после события, у других — спустя некоторое время.
Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка в жизни.
Независимо от их реакций, будьте уверены: для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и открыто проявлять свои чувства.
Каждый ребенок может реагировать различным образом, даже если это дети из одной семьи.

После катастрофы дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т. п.;
  • злиться, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
  • стать более активными и беспокойными; бояться, что катастрофа повторится, спрашивать многократно: Когда это случится опять? ;
  • беспокоиться, как они смогут выжить, что может случиться с ними;
  • бояться оставаться наедине с собой, а потому просить родителей спать с ними вместе;
  • у них могут быть страшные сны;
  • они ведут себя так, будто им меньше лет, чем на самом деле — могут опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;
  • у них могут быть симптомы заболеваний (тошнота, рвота, головные боли, отсутствие аппетита, температура);
  • ребенок может быть тихим и молчаливым, не желая говорить о том, что произошло.

    Он может также:

  • легко огорчаться и плакать;
  • винить себя в том, что он был причиной события из-за предшествующего поведения; чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты сами собой, своими отношениями, своими делами;
  • отказываться ходить в школу или в детский сад;
  • пугаться громких голосов, дождя, грозы;
  • не проявлять никак своего расстройства...

Что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами

Разговаривайте со своим ребенком; отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
Говорите также о ваших собственных чувствах.
Внимательнейшим образом прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство?
Очень полезным может быть повторение слов ребенка.
Например: Ты боишься, что... . Это поможет и родителю и ребенку прояснить ваши чувства.

Не уставайте уверять ребенка: Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе.
Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно. Не переставайте и не уставайте говорить это.
Дотрагивайтесь, обнимайте ребенка как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.
Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его.
Если нужно, оставьте ночник включенным.
Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т. п.

Способствуйте играм, снимающим напряжение. Имеются в виду игры с водой, песком.
Если ребенку неймется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
Если ребенок потерял или сломал любимую игру, позвольте ему быть грустным или поплакать.
Если вы не справляетесь со всем этим — свяжитесь со специалистами.

Источники:

  1. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  2. Некрасовы З. и Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2006. – 415 с.
  3. Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.
  4. Хэйм Дж. Дети и мы: новые решения старых проблем. – СПб.: Кристалл, 1996. – 465 с.
  5. Черепанова Е. Любовь и защита (как помочь детям, переживающим глубокую психологическую травму) // Семья и школа - № 8, 1995 г.