Родителям
Обучение детей чтению
Как читать ребенку?
Живое общение с книгой, которую малыш читает с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта.Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь.
С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.
От 0 до 5-6 месяцев
Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм.
Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным.
Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.
От 6 месяцев до года
С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус.
Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи.
Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки.
Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.
Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности говорящие.
Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними общаться: возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь.
Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг.
Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые.
Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать старые книги.
Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.
Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования.
В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.
От 1 до 2 лет
В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему.
Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его именем, требуется многократное повторение этой цепочки: предмет - его название. И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.
В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных.
Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую любовь можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки.
Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.
Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - Колобок (Я от бабушки ушел…), Репка (Тянем - потянем) и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.
В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления.
Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел.
Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино.
При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление.
Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу.
Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.
Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали? .
Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками.
Пока ушки малыша слушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички.
Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения.
Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).
Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения.
Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.
Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.
От 2-х до 3-х лет
Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги.
Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу.
Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть.
После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть повторюшкой: попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…
К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения.
Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое цокотуха, ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки.
Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.
Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки читать самостоятельно.
В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист.
Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, говорящая обложка, которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии.
Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.
Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе.
В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке.
Через секунду ребенок скажет: И мне тоже почитай! . Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас.
Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе Тараканище К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно.
А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком.
Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.
От 3-х до 6 лет
В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки.
Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.
Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой.
Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний читаемым. Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.
В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:
- сначала мама глаза в глаза читает ребенку текст и не показывает картинок;
- дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
- обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
- демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
- соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
- следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.
Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.
Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.
Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.
Во-вторых, старайтесь всегда читать малышу выразительно.
Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее, и прочее. Ваши старания все равно не останутся неоцененными - ведь для ребенка у всех это получается, но главное, для ребенка, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, - малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться.
Читайте так как у вас получается, в данном случае это не главное.
В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте.
Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она живая, она рассказывает нам много увлекательных историй.
Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу приглашайте в дом как самого дорогого гостя, усаживайте на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей.
Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов.
В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал.
Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи.
Первый раз читайте глаза в глаза, не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают.
Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.
В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, и не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет.
Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму.
Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.
Список литературы для детей от 0 до 2 лет:
- Любые книги с правильными иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
- Серия Моя первая книжка: Это я; Животные; Машина; Счет; Слова; Ферма
- Серия Мишутка: Приятного аппетита; Что надеть; Любимые игрушки; Веселый денек; С. Козлов. Я на солнышке лежу.
- Серия Уроки малышам: Твои игрушки; Считалочка; Все поет; Давай поиграем
- Серия Топотушки: Р. Сеф. Кто на кого похож
- Серия Для самых маленьких: Сказки в стихах ( А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
- Репка. Русская народная сказка в обработке А. Толстого, Снегурочка и лиса Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
- Теремок.
- В.А. Степанов. Как живете? Что жуете?
- Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха.
Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет
- Золотая книга для детей Репка. Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- Колобок. Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко;
- Петушек и бобовое зернышко. Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко;
- С. Маршак. Детки в клетке, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- В. Сутеев. Цыпленок и утенок ; Под грибом;
- Л.Толстой Три Медведя, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- С. Михалков . Упрямый лягушонок, рис. В. Сутеева;
- С. Михалков. Мой щенок, рис. В. Сутеева;
- С. Маршак. Сказка о глупом мышонке;
- С. Маршак. Сказка об умном мышонке, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- К. Чуковский. Телефон, рис. В.Канашевича;
- Гуси-Лебеди. Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой;
- К. Чуковский. Муха-цокотуха, рис. В. Конашевича;
- К. Чуковский. Тараканище, рис. В. Конашевича;
- К. Чуковский. Крокодил, рис. В. Сутеев;
- В. Сутеев. Дядя Миша, рис. В. Сутеев;
- Б. Заходер. Мишка-Топтыжка, рис. Г. Бедарева;
- А.С. Пушкин. Лукоморье;
- И.А. Ищук. Читаем по картинкам,
- В.Н. Косыгина. Тру-ля-ля, Артикуляционная гимнастика,
- С. Маршак. Веселый счет;
Список литературы для детей от 3-х до 6 лет
К вышеперечисленным произведениям прибавляются:
- Красная Шапочка, пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа..
- Три поросенка, пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа.
- Кот в сапогах пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
- Золушка, перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
- Спящая Красавица, пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
- Оловянный солдатик, пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа.
- Русалочка, перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
- Огниво, пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.
- Новогодняя сказка, изд-во Самовар,1996 год.
Источники:
- Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
- Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького ребенка. – СПБ.: Речь, 2003. – 192 с.
- Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.
- Хэйм Дж. Дети и мы: новые решения старых проблем. – СПб.: Кристалл, 1996. – 465 с.