Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Обучение детей чтению

Детское чтение
Взгляд изнутри

Литература, как точно заметил современный американский писатель Курт Воннегут, относится к самым элитарным видам искусства. И вы должны, - подчеркивает он, - быть грамотны, глубоко грамотны, чтобы наслаждаться ею.
Разумеется, не технику чтения и письма имеет в виду К. Вон-негут, когда говорит о грамотности, а наличие у человека читательской культуры, необходимой для полноценного восприятия художественного текста.
Чтобы овладеть ею, не обойтись без специального обучения. Начинать его целесообразнее всего в возрасте наивысшей обучаемости, то есть в детстве.

Следует заметить, что проблема читательского развития не из новых. Уже многие годы она в центре внимания тех, кто занимается детским чтением. В их числе и сотрудник Государственной детской библиотеки (Москва), детский психолог О.Л. Кабачек.
Её последняя работа - это взгляд на старую проблему с позиции сегодняшнего дня. Книга Сказка в век компьютера снабжена приложениями (указатель диагностических методик, тесты, анкеты, таблицы).
Список литературы по проблеме (90 названий) расширяет рамки книги. В основном, список включает работы последнего десятилетия.

И библиотекарь, и учитель литературы представляют картину чтения современных детей и подростков. Но видится она им почти всегда только в общих контурах, без деталей и нюансов. А ведь только они и определяют специфику работы с литературой в детской аудитории. Книга О. Кабачек может компенсировать этот пробел.
В результате специальных исследований автор получила богатый, конкретный материал по читательскому развитию младших и средних школьников.
Например, она установила, что, несмотря на интервенцию новых носителей информации (компьютер, Интернет), книжная культура для учащихся все еще сохраняет свое значение.
Но в то же время ею было отмечено заметное снижение читательской активности детей, подростков по сравнению с предыдущими десятилетиями. Оно наблюдается даже в дошкольном возрасте - возрасте слушателей, а у читающих детей деловое чтение (при выполнении учебных заданий), превалирует над чтением для души (особенно у старшеклассников).
Но и это не все. В свободном (для души) чтении учащихся интерес к развлекательным, облегченным жанрам литературы явно первенствует над другими.

Можно ли при таком положении вещей изме-нить в лучшую сторону картину чтения детей, подростков? О. Кабачек отвечает на вопрос утвердительно и предлагает методику читательского (литературного) развития учащихся.
Стержень ее методики, предложенный еще Л.С. Выготским - метод определения уровня читательской реакции на художественное произведение, исходя из форм художественного произведения.
Выбор метода обусловлен тем, что художественный образ, как разъяснил другой авторитетный теоретик чтения (В.Ф. Асмус), воссоздается читателем по ориентирам, данным в произведении.

Иными словами, в структуре художественного текста заложена программа для организации его восприятия. Отсюда следует: читатель должен уметь ориентироваться в существенных элементах художественной формы, то есть владеть языком искусства, чтобы декодировать смысл произведения.
В основу методики обучения читателей ориентировке в структуре и содержании произведений художественной литературы может быть положена, по мнению О. Кабачек, структура народной волшебной сказки.

Структурную формулу волшебной сказки вывел В.Я. Пропп (Морфология волшебной сказки). Формула включает семь персонажей и тридцать одну осуществляемую ими функцию. Конкретизировать ее можно следующим образом: узнав о причиненной антагонистом (вредителем) беде, герой отправляется в путь. Там его ждет встреча с дарителем, испытывающим героя.
Если герой проходит испытание с честью, он получает волшебное средство, помогающее победить антагониста и ликвидировать беду, например, освободить захваченную Змеем Горынычем царевну.
При возвращении в свое царство герой подвергается преследованию, но благополучно спасается. А дома его ждет новое испытание - на роль спасителя царевны претендует ложный герой.
Когда обман этот раскрывается, все узнают истинного героя, который получает заслуженную награду - царевну и царство.

В трансформированном виде, как считает исследователь, структура волшебной народной сказки присутствует во всех жанрах художественной литературы.
Так, функция вредительства соотносима с обстоятельствами, функция посредничества - с чувствами..., начинающееся противодействие - с намерением действовать в целях выхода из создавшегося положения, встреча с дарителем - с наличием альтернатив выбора добра и зла, реакция героя - с принятием решения, снабжение героя волшебным предметом или помощником - с выполнением действия, борьба героя со своим антагонистом с самим поступком, преследование героя - с контролем за выполнением действия, трансформация героя - с последствиями (осознание последствий своего действия) .

О. Кабачек, исходя из того, что в каждой возрастной группе имеются свои жанровые предпочтения (этот факт установлен исследователями из разных стран), предлагает свою систему литературных жанров.
Следование этой системе, по ее убеждению, - есть серьезная предпосылка для формирования способности ориентироваться в структуре и содержании художественного текста.
Кроме этого, типология жанров, предложенная О. Кабачек, способствует становлению не только читательской культуры учащихся, но и их личностному развитию.
Что же конкретно представляет собой эта типология? Восемь основных и один предварительный тип художественных произведений (почти во всех случаях тип совпадает с жанром).
Заметим, О. Кабачек не только обозна-чает каждый тип литературы и находит ему место в системе других, но и определяет его возможности - они заложены в самой структуре художественного произведения.

Первыми в жизнь ребенка входят произведения предварительного типа - детский фольклор (считалки, заклички, небылицы и др.), малые фольклорные жанры (загадки), народная сказка о животных.
Слушая их, дети начинают, пусть пока неосознанно, постигать художественные формы презентации мира не только через речь, но и через живую деятельность (игра, бытовые действия).
А сказки о животных учат ребенка понимать героя через фрагмент, отдельный эпизод. Здесь он впервые встречается с главной условностью народной сказки - двойственностью персонажей, когда в герое органично сочетаются черты человека и животного.

Первый (исходный) тип - народная волшебная сказка. Она знакомит своего читателя (слушателя) не только с теми моральными нормами, по которым должен жить человек, но и с самой художественной структурой сказки, что имеет большое значение для читательского развития.
В волшебной сказке четко выделен предмет искусства - герой, а также такие существенные элементы художественной формы, как простая композиция, одногеройность, динамичность действия, хронологическая несовместимость действий, простые изображения.

Второй тип - бытовые или новеллистические сказки. В них структура формулы волшебной сказки несколько меняется: зло направлено антагонистом непосредственно против героя, поэтому к нему переходят функции, которые в первом типе принадлежали группе персонажей.
В бытовой сказке встречаются элементы психологизма - герой оказывается в ситуациях, требующих от него смекалки, хитрости. Эти качества выполняют функцию волшебного средства, помогающего справиться с антагонистом.
Черты психологизма так же и в том, что, вместо реально-практического взаимодействия героев, в бытовой сказке - мысленное принятие решения. Этот и предшествующие типы литературы осваиваются уже в дошкольном возрасте.

Третий тип - рассказы о подвигах и приключениях героя (боевики) . Обычно эти произведения читаются (слушаются) дошкольниками и младшими школьниками. В данном типе литературы формула Проппа перенесена на реальный, жизненный материал.
Здесь в центре внимания качества героя, помогающие ему преодолевать препятствия и победить антагониста. Число действий героя сокращается. Они сводятся к одному - бою с антагонистом.
Структура в произведениях этого типа жесткая. Ее рамки не позволяют показать сложность жизненных коллизий и внутреннего мира человека.

Четвертый тип - повести-сказки, двуадресные рассказы, стихи, сказки, повести. Произведения этих жанров (особенно их любят младшие подростки) дают представление о позиции автора (в предыдущих типах литературы ее нет в узком смысле слова).
Юмор, лиризм, психологизм автора - все это есть в произведениях данного типа.

Пятый тип - детектив (любимое чтение подростков). Через детектив читатели осваивают новые для себя элементы художественного произведения: несоблюдение хронологической последовательности событий, сюжет строится как бы наоборот - от конца к началу, от результата к первопричине. На материале детектива у школьников закрепляется понятие о композиции.

Шестой тип - приключенческие романы. Их главный читатель - подростки, для которых этот жанр развивающий. Необычная обстановка, сильные, благородные характеры, захватывающие приключения, путешествия, тайны - чрезвычайно их привлекают.
Роль приключенческой литературы в развитии читательской культуры подростков очень высока. Благодаря ей они закрепляют свои знания о характере героя и способах его проявления.
В приключенческих романах судьба героя - есть следствие ряда поступков, моральных выборов и их последствий. Прямолинейность героя - также особенность приключенческого жанра. Сложный, противоречивый герой - достояние высших типов литературы - седьмого и восьмого.
О. Кабачек с сожалением замечает, что далеко не все читатели старшего подросткового возраста дорастают до этой литературы.

Седьмой тип - романтические произведения. Они представляют читателю усложненного героя. Такой герой может торжествовать морально, но потерпеть материальное поражение, а иногда он испытывает и психологический дискомфорт, вызванный переживаниями своего предыдущего неправильного поведения.
Для романтических произведений характерны субъективность композиции, подчиненной выражению могучей личности героя, который бросает вызов всему миропорядку…, а также абстрагирование от конкретной обстановки.

Восьмой тип - философские реалистические произведения. В отличие от субъективности композиции, подчиненной центральному герою в романтических произведениях, и фактического слияния позиции автора с позицией героя, восьмому типу литературы присуща множественность точек зрения на события…это создает эффект объективности и достоверности.

Итак, каждый из типов литературы представляет определенные элементы формы художественных произведений и обеспечивает поступательное их освоение читателями. А понимание формы, как отмечалось выше, - есть первая и необходимая предпосылка полноценного восприятия художественного текста.

Проблема читательского развития детей, подростков многогранна. Интересны и свежи наблюдения О. Кабачек за литературным развитием мальчиков и девочек.
Оно имеет видимые различия уже в дошкольном возрасте, но особенно полно и явно проявляется у подростков. О. Кабачек рассматривает этот, в общем-то уже давно известный специалистам, факт в контексте современной социальной и психологической ситуации.

Проблема наивного реализма также из числа тех, на которые неизбежно натыкаются все, кто занимается детским чтением. Наивный реализм - это, когда художественное произведение воспринимается буквально - как зеркальное отражение жизни в масштабе один к одному.
Наивный реализм обусловлен возрастом (младший школьный, младший подростковый), но в скрытом виде он присутствует и в более старших возрастных группах. О. Кабачек считает, что не стоит уповать на то, будто с возрастом наивный реализм рассосется. Дело в том, что сам по себе возраст мало что решает. Только приобщение читателей к языку искусства избавит их от наивного реализма.

Если наивный реализм уже давно бытует в теории и практике детского чтения, то моральный реализм еще мало известен и изучен, хотя эти понятия, по мнению О. Кабачек, близнецы-братья. Моральный реализм - искажение нравственной оценки поведения героя художественного произведения.
Искажение проявляется в том, что младшие школьники и подростки в оценке литературных героев часто идут не от законов истинной морали, а от тех законов, с которыми они лично столкнулись.
Например, у детей очень часто правым считается не тот, кто действительно поступает правильно, а тот, кто физически сильнее, успешнее, авторитетнее. Налицо - сдвиг в осознании этических норм, что, несомненно, сказывается в оценке литературных героев.
Кроме повседневной жизни моральный реализм, как считает О. Кабачек, питает и чисто литературный источник, а именно - басня. Басня пытается внушить, что нельзя наслаждаться жизнью даже тогда, когда жизнь - действительное наслаждение. Как это бывает летом.

В последние годы обострился интерес специалистов по чтению к библиотерапии (терапии книгой). Библиотерапия как область знания и практики интегрировала подходы и методы медицины, педагогики, психологии и библиотечного дела. Оформилась она в середине ХІХ века.

О. Кабачек посвятила этой проблеме половину своей книги. Она пробует определить основные механизмы библиотерапии и формы ее осуществления в современной практике.

В частности, предлагаются критерии, руководствуясь которыми, можно формировать круг художественных произведений для библиотерапии.
Эти критерии синтезируют психологические потребности читателей с художественно-психологическими возможностями книги.

Так, веселые книги служат источником особого эмоционального наслаждения детей. "Ужастики" помогают преодолевать страхи в реальном мире.
Интерес и взрослых, и детей к триллеру тоже имеет под собой психологические причины. С его помощью компенсируется тот эмоциональный дефицит, который испытывают люди в жизни. Подростки 12-13 лет обожают боевики. Хорошо это или плохо?
Трудно ответить на вопрос однозначно - считает автор. С одной стороны, боевик открывает читателю возможность выплеснуть (опосредованно) накопившуюся агрессивную энергию, а с другой - нет гарантии, что инстинкт агрессии не будет перенесен в реальный мир. Дамский роман привлекает юных читательниц.

Западные психологи, на чье мнение опирается О. Кабачек, объясняют тягу к такому чтению желанием компенсировать неумение или невозможность испытать любовь в реальной жизни.

Больше всего создано работ о терапевтической роли сказки (народной и авторской). О. Кабачек широко освещает суждения по этой проблеме как отечественных, так и зарубежных исследователей. Привлекательность сказки для детей одни из них объясняют тем, что в ходе ее чтения происходит акт трансформации: некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значительного и во многом самодостаточного.
Другие говорят, что в сказке читатель проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. Кроме этого, сказка предлагает модель поведения, ценностные ориентиры, жизненные сценарии.
Психологическое освоение ребенком таких важнейших философских категорий, как жизнь-смерть, природа-культура тоже происходит не без помощи сказки.

О том, что серьезная литература - классическая проза и поэзия, философские произведения - способна помочь читателю в трудную минуту жизни, было известно давно. О. Кабачек приводит высказывания многих авторитетных людей на этот счет, например, Марселя Пруста.

Ценность работы О. Кабачек и в том, что автор не ограничивается психологической характеристикой художественных произведений, она показывает ещё и возможные пути выхода нуждающихся из критических, дискомфортных состояний с помощью книги. То есть, предлагается методическое решение проблемы.

Книга О. Кабачек Сказка в век компьютера заслуживает внимания всех, кто работает на пересечении ребенка и книги, кто понимает, что читательское развитие - проблема не узкоспециальная - она тесно связана с комплексом других проблем (социальных, нравственных).
И это объяснимо. Несформированный эстетический идеал неизбежно приведет к духовной ущербности, к гражданским, нравственным, профессиональным издержкам.

Источники: .

  1. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  2. Полякова М. Как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 144 с.
  3. Светловская Н.Н., Пиче – оол Т.С. Обучение детей чтению: практическая методика. – М.: ACADEMA, 2001. – 288 с.
  4. Штейн А. Раннее развитие: как научить ребенка читать. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 176 с.
  5. Федины О. и С. Как научить ребенка читать. – 10-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 176 с.
  6. Хэйм Дж. Дети и мы: новые решения старых проблем. – СПб.: Кристалл, 1996. – 465 с.