Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Обучение детей чтению

Неправильное слово


Милые детские оговорки, слова-уродцы, молочные словечки. Они вызывают родительское умиление.
Они могут повторяться, но когда ребенку хорошенько покажут, как надо правильно произносить трудные эти слова, ошибки достаточно быстро исчезают - неверные звуки выпадают, словно молочные зубки.
Но не все ребятишки вовремя успевают отделаться от дефектов речи.
Вот ребенку исполняется семь лет, и радостное ожидание школы постепенно сменяется тревогой: что-то будет?
Неужели сразу же придется быть в чем-то хуже других?.. Известно свойство таких проблем: они растут.

В школе учителя отчаиваются, безуспешно пытаясь научить ребенка правильно читать.
Ребенок то и дело в слезах. Класс давно уже ушел вперед, но что делать, если рукописное т с тремя палочками упорно читается как ш , а в пугается с д ?
Можно сказать, получается тыблоко вместо яблоко . Но теперь это уже почти беда.
И лишь в редких случаях родителям, уже потерявшим надежду найти выход из мучительного положения, но еще не согласившимся признать своего ребенка тупицей , удается наконец-то найти специалиста, который после надежных тестов поставит верный диагноз: у ребенка дислексия .
Что же кроется за этим греческим словом? Можно ли бороться с этой дислексией ? Если да, то как? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Неправильное слово


Именно так переводится на русский дислексия . Да, здесь имеется в виду нарушение правильного чтения слов.
Долгое время дислексию плохо распознавали, потому-то она и не упомянута в Большой медицинской энциклопедии разных лет выпуска.
Дети, отмеченные этим дефектом, чаще всего проходили по разряду тупых , каковыми они вовсе не являются.
И взрослые дислектики, напуганные унижением в детском возрасте, изо всех сил скрывают свою страшную тайну , ведь стоит только ей открыться - прощай, успешная карьера, прощай, репутация перспективного специалиста!

Между тем среди дислектиков были такие, например, люди, как великий Флобер и блистательный ирландский поэт У. Йейтс, лауреат Нобелевской премии.
Кто еще? Ну, скажем, гениальный изобретатель Т. Эдисон. Еще - Н. Рокфеллер, человек абсолютно трезвого и деятельного ума.
Американский психолог Эйлин Симпсон - тоже дислектик. Она много занималась изучением этого расстройства, находя его варианты у людей.
В 1979 году она выпустила в Нью-Йорке книгу Перевертыши: личный отчет о победе над дислексией .
Здесь мы узнаем о собственных переживаниях автора:
С моим мозгом было что-то не так. Я вроде бы ничем не отличалась от других детей, но я не была похожа на них. Я так и не смогла научиться читать и правильно писать слова .

Эйлин Симпсон напомнила не без горького укора, что дислексия впервые была описана еще в самом начале века, однако до 60-х годов попросту игнорировалась педагогами и врачами.
Ведь лишь отдельные энтузиасты пытались хоть как-то (чаще всего механистически) объяснить это расстройство, причем объяснения эти были самые противоречивые.

Что говорит нейробиология?


Одним из первых феномен дислексии в 1925 году объяснил американский психоневролог С. Ортон, который считал, что тут все дело в несовершенстве глаз, зрительного узнавания и памяти.
Вот из-за этого-то несовершенства, полагал ученый, дети-дислектики воспринимают написанное и напечатанное в перевернутом виде.
В то время такое объяснение казалось вполне убедительным.

Что ж, мы действительно видим все в перевернутом положении. Почему же тогда в нашем восприятии это не так?
Да потому, что смотрим мы глазами, а видим мозгом.
В соответствии с чисто физическими законами (оптики) верх предмета на нашей сетчатке оказывается низом, а низ - верхом.
К этому мы довольно быстро привыкаем, и наш мозг переворачивает картинку, причем делается это достаточно быстро.

Опыты, проводившиеся с помощью добровольцев, которым на глаза надевали специальные переворачивающие линзы, показали, что привыкают к новому видению за какие-то две-три недели.
Причем процесс этот происходит тем быстрее, чем активнее ведет себя испытуемый.
Нервные импульсы, возникающие в сетчатке глаза, поступают в первичную зрительную кору, расположенную в затылочной доле полушарий головного мозга.
Таким образом, смотрим мы глазами, а видим затылком.
Недаром есть такое выражение: как будто глаза на затылке .
Народ, конечно, ничего не знал с первичной зрительной коре в затылочной доле, но наблюдательные люди, по всей видимости, давно обратили внимание, что удар по затылку нередко приводит к слепоте, хотя глаза остаются в полной сохранности.

Еще в середине прошлого века французские врачи констатировали: при повреждении левого виска наступает так называемая моторная афазия : человек все понимает, нормально пишет, но ничего не может сказать или говорит очень плохо, с большими затруднениями.
В 1861 году известный в то время анатом и антрополог П. Брока сделал в Медицинской академии в Париже доклад о центре моторных образов слов , который расположен в заднем отделе левой лобной доли человека.
Так стало известно, что между первичным центром зрения в мозгу и центром речи дистанция огромного размера .

Не так давно двух пожилых японцев постигло несчастье: микроинсульт в левое подкорковое ядро, вызвавший самую настоящую дислексию .
Тут полная картина неправильного чтения иероглифов и непонимания их смысла.
Совсем как у детей-дислектиков.
Это еще одно доказательство того, что в мозгу ребенка, страдающего дислексией, происходят сложнейшие нарушения, которые нам сегодня не всегда удается определить.

Нужен глаз да глаз


Интересную статью опубликовал журнал В мире науки (1987, No 5), которая предлагает рассматривать дислексию как расстройство в первую очередь зрения.
Сегодня мы знаем: наша речь зависит от многих структур мозга, и не только коры полушарий, но и от более глубоких образований.

Большое значение для генерации речи имеет слуховая кора, расположенная в глубине височной доли, а также гиппокамп (от греч. гишгос - конь, лошадь), или извилина морского конька.
Гиппокамп <<заведует>> памятью, а без памяти нельзя правильно воспринимать или воспроизводить графические знаки и символы.
Детей-дислектиков отличают также определенные нарушения пространственной ориентировки.
Это выражается в том, что - они довольно часто пишут слова в обратном порядке (справа налево), а буквы рисуют зеркально отображенными.
Поэтому не только чтение, но и письмо таких детей очень нелегко для восприятия другими людьми.

Нарушение пространственной ориентации у детей-дислектиков приводит к тому, что они не могут быстро овладевать навыками, которые легко даются их сверстникам.
Ученые говорят, что такие дети не способны автоматизировать свое умение. Это хорошо видно при довольно простом тесте с так называемой двойной задачей .
Ребенка просят посчитать в обратном порядке: 20, 18, 16 и т. д. В 12-13 лет это не представляет сложности.
Но это только первая часть задачи, которая может быть усложнена дополнительным испытанием: детей просят пройтись еще и по гимнастическому бревну, положенному на полу.
И вот тут-то дислектики сбиваются со счета, хотя длина бревна не превышает двух с половиной метров. Правда, счет дети-дислектики бывают способны продолжать, но тогда они оступаются с бревна и встают на пол.
А ведь высота бревна не превышает 15 сантиметров! Ученые даже выявили определенную закономерность: чем больше проблем с балансировкой на бревне, тем существеннее нарушения в счете.
Это очень хороший тест на выявление дислексии. Ведь поддержание равновесия зависит от нашего мозжечка.
Нейрохирурги знают, что операции на мозжечке чреваты расстройством речи, даже мутизмом , то есть немотой.
Правда, осложнения преходящи. Но вполне возможно, что в дислексии есть лепта мозжечка.
Вспомним: пьяные качаются и говорят весьма невнятно.

И все же далеко не все современные исследователи дислексии согласны с тем, что старая гипотеза относительно расстройства зрения должна быть отброшена.
Недавние исследования, проведенные с помощью ЭЭГ (записи биотоков мозга), показали, что роль глаз в случае дислексии весьма велика, поскольку у страдающих ею детей нарушена система быстрого распознавания последовательности сменяющихся импульсов.
Известно, что даже здоровым взрослым людям трудно читать быстро бегущую строку.
Что же говорить о детях, у которых мозг еще не созрел?

Теперь мы знаем, что в нашем мозгу две системы: старая, более медленная, и новая - быстрая.
Нервные окончания сетчатки глаза в мозгу воздействуют на две параллельно функционирующие системы, крупно- и мелкоклеточную.
Крупные нейроны реагируют быстрее, а мелкие - медленнее; первые отвечают за быстродвижущиеся, но малоконтрастные образы, вторые - за медленные, но контрастные образы.
Если вам приходится читать мелкий текст, требуется сильнее напрягать глаза и вы тратите больше времени.

У дислектиков оказалась недоразвитой именно первая - быстродействующая система, нейроны которой имеют небольшие размеры, что и обусловливает их медленную работу.
Получается, что сигналы от двух систем поступают в мозг в неправильной последовательности. Для большинства видов человеческой деятельности это не так уж важно.
Мозг адаптируется и как-то справляется. Но при чтении этот дефект очень сказывается.
Это чисто человеческий недостаток , поскольку только человек способен писать и читать.
Выяснилось также, что в слуховой коре также есть две такие же системы, и это приводит к неправильному восприятию слов на слух.

Интересно, что дислексия чаще бывает у мальчиков, чем у девочек.
Причина этого в том, что у девочек по сравнению с мальчиками (и у женщин по сравнению с мужчинами) более развито так называемое мозолистое тело, которое представляет собой множество нервных волокон, соединяющих оба полушария.
А раз больше проводников, то и способность пропускать сигналы у системы выше. Вот женский мозг и справляется с возникающими проблемами эффективнее.

Как помочь?


Прежде всего - не считать своего плохо читающего ребенка тупицей . Попытайтесь понять, в чем проблема.
Пойдите с ребенком к врачу, психологу.
Нужно узнать: не дислексия ли тут? И вообще - что делать?

Люди, страдающие дислексией, сами постепенно начинают справляться с этим врожденным нарушением способности читать.
Детей надо воодушевлять и звать на подвиги, всеми доступными способами, стимулируя и поощряя их чтение и соответствующие усилия.
Что поможет? Занятия спортом, поскольку они развивают ориентацию и вообще мозг.
Читать и писать латинские слова, причем начинать надо, конечно, с коротких слов, то есть состоящих из небольшого числа букв.
Латинские слова хороши тем, что их отличает предсказуемость каждого очередного звука.
То же относится и к русским несложным словам. Возьмите, например, пару: кот - ток .

С помощью рисунков попытайтесь объяснить ребенку разницу их значений.
Сами больше читайте ребенку вслух, поскольку это тренирует его слуховую кору, а также гиппокамп с его хранилищем памяти.
Лечение дислексии очень долгое. Но постепенно, по мере созревания мозга, ребенок начнет справляться с трудностями - чтение наладится.
Наладится вся жизнь, потому что уйдет изнуряющая вечная тревога.

Источники:

  1. Лопатина Л.В. , Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПБ.: Речь, 2001. – 235 с.
  2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Знание, 1990. – 134 с.
  3. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: У-Фактория, 2001. – 154 с.
  4. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. – М.: Дрофа, 2000. – 134 с.