Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Все о детском чтении

Время радостного чтения

Итак, слова произнесены: Кризис чтения.
У многих это вызывает шок: разве можно говорить о кризисе в самой читающей стране мира?
Однако на самом ли деле мы — самая читающая страна? Что можно сказать с полной уверенностью, так это то, что мы страна, где проблемы чтения широко обсуждаются.
Давайте задумаемся, так ли тревожно на самом деле обстоят дела?
Если судить по заполненным читальным залам библиотек, росту валовых показателей книговыдачи, пожалуй, стоит говорить не о кризисе, а о ренессансе чтения!

Вместе с тем результаты многочисленных исследований, проведенных в регионах России, подтверждают устойчивую тенденцию — из всех видов досуга чтение становится самым нелюбимым занятием.
Это — в лучшем случае.

Участники исследования, проведенного в Архангельской области, библиотекари, так продолжили фразу Чтение ребенка сегодня — это…:

  • чтение из-под палки,
  • программная обязаловка,
  • самое нелюбимое занятие,
  • галопирование по тексту,
  • просто выполнение домашнего задания.

А вот — определения, данные чтению при проведении опроса среди старшеклассников петербургских школ:

  • мучительное,
  • нудное,
  • скучное,
  • утомительное,
  • трудное,
  • тоскливое,
  • однообразное,
  • тягостное,
  • заурядное!

Тут в пору в набат бить!
Я надеюсь, что это только начало серьезного разговора всех, кто имеет отношение в нашей области к процессу формирования личности ребенка, его духовного мира через книгу.
И не только разговора, а определения общей стратегии действий специалистов области не на один год.
А для этого надо задать самим себе вопросы:
В каком состоянии мы, библиотеки и библиотекари, сейчас пребываем? Как предполагаем развиваться, чтобы негативные тенденции в области детского чтения были изжиты?
Как это сделать?
Об этом и хотелось бы порассуждать.

Мы — свидетели ускоряющихся модернизационных процессов в экономике, науке, культуре, образовании, социальной сфере.
Уже сейчас благодаря развитию информационных технологий рождаются новые реалии, способствующие интеграции общества.
В перспективе станет особенно заметным устаревание знаний в течение одной человеческой жизни.
Человек будет обречен всю жизнь учиться. А это значит, что возрастет потребность общества, государства в способности человека к самообразованию.

Уже сейчас мы имеем дело с другим читателем, отличным от того, что приходил к нам в 90-е годы прошлого века.
Соответственно и библиотека должна стать другой, предоставляющей пользователю оперативно необходимую информацию на традиционных и нетрадиционных носителях.
Но человек, питающийся только информацией, для культуры погиб! Открыть детям чудодейственную силу чтения - значит привести в действие могучую духовную энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит. Пренебречь этим равносильно генетическому преступлению против будущего нации.
Так говорит в одной из статей Ирина Ивановна Тихомирова, доцент Санкт-Петербургского университета культуры, один из немногих в России специалистов в области педагогики детского чтения.

Приобщая ребенка к чтению, библиотекарь не просто открывает ему мир информации.
Одновременно он начинает кропотливую работу по защите души ребенка, предоставлению пищи для ума и сердца, способствует самореализации личности, повышению ее жизнестойкости.
Нация нуждается не в бездушных прагматиках, а в личностях мечтающих, дерзающих, творящих, вдохновленных и озаренных.
Личностях с одинаково развитыми полушариями головного мозга: левого, отвечающего за рацио, и правого, ведающего творчеством, аналоговым мышлением.

Взглянем на наших коллег за рубежом.
В середине 90-х годов ХХ века Министерство образования Великобритании приняло решение: в знак уважения к Шекспиру исключить его произведения из школьной программы!
Для нас это было бы равносильно исключению из программ литературы Пушкина.
Крамольная мысль! Вот как оценивает такое решение кандидат искусствоведения, декан одного из факультетов Московской высшей школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при правительстве РФ Сергей Эдуардович Зуев:
Не надо музеефицировать величайшего классика, не надо навязывать чтение. Пусть дети сами читают и рождают собственные смыслы, а не кушают те, которые заранее готовят в школе.

Где же золотая середина?
Как, не превращая классическую литературу в музейный экспонат, ввести юного читателя в волшебный мир чувствований, переживаний героев отобранных временем лучших произведений?
Это — разговор, который необходимо возобновить на семинарах, в творческих лабораториях, которые, я надеюсь, будут проводиться в нашей области и во всей России.
Вероятно, нужны анализ, изучение опыта работы коллег, найденных интересных методов работы.

Есть, однако, один метод, на котором хотелось бы остановиться.
Это метод дарения библиотекарем читателю собственного читательского опыта.
Потому мы и детские библиотекари, что одинаково любим и книгу, и детей. Давайте поделимся с нашими любимыми своим опытом читательских открытий!
Я — счастливый читатель, выросший на русской и зарубежной классике.
И счастье мое, видимо, в том, что я прочитала эти произведения задолго до того, как начала изучать их в школе.

Всем нам хорошо известны знаменитые Комментарии к роману Евгений Онегин Юрия Лотмана.
Это огромный пласт информации о дворянском быте и культуре России ХIХ века.
Но, как сам автор говорил, это — лишь часть содержания Евгения Онегина, где нет ассоциаций, чувств, которые может вызывать текст.
Где не возникает восторга от удивительной мелодичности пушкинского стиха.

Недавно я разговаривала с десятилетней девочкой, больной лейкемией.
Осознание собственной катастрофы привело ее к поиску лекарства для души. Таковым оказалось чтение.
Меня потряс репертуар книг, которые прочитала эта девочка. Не совсем понятный вначале список произведений отличало главное: поиск текстов умных, добрых, текстов о человеке и его страстях, переживаниях.
Многие из них, по нашим привычным меркам, были книгами, что называется, не по возрасту. На мой вопрос, читала ли она Евгения Онегина, девочка ответила утвердительно.
И знаете, что ее потрясло в романе? То, что Татьяна сама первая написала Онегину письмо.
Произошло маленькое чудо, когда герои романа заговорили с читателем; когда они не стали образами, прообразами, а живыми существами, так же как и читатель, влюбляющимися, страдающими, мучающимися.
Чудо сопереживания с героями, самоузнавания — вот то, к чему мы должны стремиться, пытаясь воспроизвести творческого читателя.

Кризис — на то и кризис, что он указывает на необходимость действий.
Мы привыкли искать причину наших бед (недостаточное комплектование, финансирование и пр.) в верхах.
Но нее дожидаясь приказов, распоряжений, надо и самим серьезно подумать: какими ресурсами мы располагаем?

Библиотеки — хранительницы сокровищ, книжных томов, в которых накоплены величайшие богатства: опыт прочувствования мира, человеческих страданий, опыт жизни.
С.Маршак говорил: если литература не читается, то все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина — мертвая груда бумаги.
Мы обязаны превратить эти сокровища в капитал, то есть заставить его работать — работать не на получение прибыли, а на создание важнейшего ресурса развития нации — души человека.

Среди наших сокровищ — накопленный годами опыт сопровождения ребенка в процессе чтения, то, что мы прежде называли, а потом стыдливо (недемократично, мол!) пытались назвать другим именем.
Это — руководство чтением, опыт рекомендательной библиографии, индивидуальной работы с читателем.

Я обращаю ваше внимание лишь на некоторые задачи, которые должен и может детский библиотекарь перед собой поставить:

  • Удивить ребенка самим процессом чтения, в знакомом открыть незнакомое, в скучном — интригующее, в привычном — необычное.
  • Уметь воспламенить угасающую искру интереса к чтению, подбрасывать в нее все новые порции чуда — одну за другой.
  • Особенно важно это в переходном читательском возрасте, который наступает после начальной школы.
  • Способствовать великому переселению читателя из мира внешнего в мир внутренний.
    Читая произведение, особенно произведение художественной литературы, юный читатель погружается в мир чужих страданий, переживаний, научается понимать самого себя через осознание другого человека.
  • Способствовать самоузнаванию читателем себя в литературном герое.
    Между прочим, именно это свойство чтения делает такими востребованными у детей рассказы и повести о первом чувстве, о любви.

У думающего библиотекаря должен быть свой арсенал методов, путей вовлечения ребенка в мир чтения.
Но самое главное — ежедневно держать руку на нежном и трепетном сердце читателя; осознавать уникальность и неповторимость души каждого ребенка.
Если нам в этом сложном мире бывает СТРАШНО, то каково им, детям?
Дети открыты для диалога с библиотекарем, готовы с ним поделиться своими мыслями и переживаниями. Об этом нельзя забывать.

Разговор о детском чтении и нечтении в профессиональной среде сводится к разговору о так называемом деловом и свободном чтении.
Свободное чтение…
Это — когда уютно устроишься в кресле и читаешь не то, что тебе “велели”, а то, что очень нравится: о себе и своих сверстниках, о школе и о любви, о дружбе, верности.
А еще очень важно, чтобы в этих книгах торжествовала справедливость, чтобы был виден свет в конце тоннеля.
Много ли у нас в библиотеках литературы для такого чтения? Надо сказать честно: не очень!

Многие тексты из репертуара шестидесятых—восьмидесятых годов не понятны, не воспринимаются современными подростками.
В библиотеках выстраиваются очереди на серию Детский детектив, повести сестер Воробей, книги серии Приключения в Ласковой долине.
Многие из них — явная беллетристика. Но от них можно выстроить мосты к текстам другим: глубоким и серьезным.
Нет в литературе легкого жанра! Есть хорошие и плохие книги. И жанр сентиментальной повести — возможно, один из путей и средств вовлечения ребенка в мир творческого чтения.
А еще есть детская периодика, которая воистину находится в состоянии ренессанса.

Очень важно, чтобы детская библиотека держала руку на пульсе интересов, любимых видов деятельности современного подростка. Компьютер, Интернет — это захватывает, к этому дети стремятся.
И этот интерес надо поддержать и использовать как ресурс, как средство введения ребенка в Мир литературы.
В конце концов, компьютер — лишь инструмент. С его помощью можно и дров наломать, и храм построить!
Интерес детей к компьютерам очень велик. Хорошо это или плохо?
Это — прекрасно, потому что прежде всего подростки оказались не в Интернет-кафе, где они могу безнадзорно путешествовать по всемирной паутине, скачивая далеко не всегда нужную для их развития информацию, а в библиотеке.
Здесь их сопроводят от одних информационных источников к другим: книгам, литературе.

Нам надо всем поработать над тем, чтобы чтение сделать модным в среде детей и подростков. Мода на чтение?.. А почему бы и нет!
Однажды мы вдруг обнаружили небывалый подъем интереса к роману В.Гюго “Собор Парижской богоматери”.
На книгу вдруг образовалась очередь. И не сразу мы поняли, в чем тут дело.
Оказывается, причина интереса кроется в музыкальном хите — песне о вечном страдальце на земле Квазимодо, песне из мюзикла Нотр-Дам де Пари.
Страстная песнь безответной любви, очередное совпадение с переживаниями подростка, очередное маленькое чудо узнавания себя в герое.
И — желание прочесть текст!

Примерно то же самое произошло с романом В.Каверина Два капитана.
Открывшийся в библиотеке Музей романа, проведение в ходе экскурсии детей по творческой лаборатории писателя, рассказ о прообразах героев, об исследовании Севера, иллюстрирование содержания романа в пространстве музея предметами, имеющими отношение к его содержанию, само по себе вызывало интерес к прочтению книги.
После трагедии в Театральном центре на Дубровке, событий, связанных с мюзиклом Норд-Ост, интерес и к роману, и к памятнику его героям перед зданием возрос еще больше, и вот уже выстраивается очередь на это произведение.

Тут есть над чем задуматься! Достаточно ли хорошо мы работаем с литературным краеведением?
Ведь это — одна из возможных интриг, которая приведет к чтению литературного произведения.

И еще одна мысль. Библиотеки были, есть и будут самыми востребованными социокультурными институтами.
А детские библиотекари — уникальными специалистами, сочетающими в себе глубокие знания в области литературы, психологии восприятия ребенком литературного текста, с одной стороны, и умение профессионально ориентироваться в информационных потоках — с другой.
Надо уважать, ценить и любить себя и нашу удивительную профессию! И добиваться такого же уважения и признания себя обществом.

В последние годы много говорится о поиске национальной идеи.
У любой здоровой нации, как и в любой здоровой семье, главная цель, идея — сохранение и воспроизводство себя.
А это — наши дети! Именно поэтому читающие сегодня дети — одна из непременных составляющих развивающейся нации.
Это надо осознать! Так не настало ли время поработать над созданием для ребенка условий для свободного и радостного чтения?
Давайте соединим наши усилия! Это возможно. Надо только, как говорил герой одной любимой детьми книги, “сильно-сильно захотеть”!

Источники:

  1. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  2. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького ребенка. – СПБ.: Речь, 2003. – 192 с.
  3. Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.
  4. Хэйм Дж. Дети и мы: новые решения старых проблем. – СПб.: Кристалл, 1996. – 465 с.