Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Все о детском чтении

Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе

(из опыта работы библиотек г. Северодвинска)

Стандартная и привычная формулировка Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе не столь проста, как кажется на первый взгляд, и это связано с общей ситуацией нестабильности в стране, с кризисом чтения, в первую очередь молодого поколения.

Так ли необходимо библиотеке играть определенную роль в формировании интереса к современной литературе, является ли это ее функцией?
Да и да, если рассматривать проблему с точки зрения значимости социального содержания литературы.
Замечательно сказал об этом в своей Нобелевской речи в 2001 году китайский писатель Гао Синцзянь:
Произведения литературы, преодолевая в переводе границы стран и языков, тем самым… связывают человечество воедино…, литература преодолевает пределы национального сознания.
Каково же социальное содержание современной отечественной литературы?
Насколько оно интересно современному читателю? Могут ли произведения российских авторов 90-х лет XX и начала XXI века служить человечеству в целом? Стать знаковыми?
Обладает ли современная отечественная литература собственной системой ценностей, собственной эстетической системой, что собственно и делает ее знаковой, то есть способной существовать вне времени и пространства?

С этой точки зрения мы и рассматривали, начиная с 90-х годов, современный литературный процесс, который представлял довольно хаотичную картину.
Система работы с новыми знаниями, так называемый когнитивный подход, сложилась в МБС в начале 90-х годов: системный подход нашел отражение и в работе с художественной литературой, в том числе современной.
Каждому библиотекарю было предложено «найти свою нишу» в структуре новых знаний: с темой Современная литература целенаправленно стали работать библиографы, а также 7 библиотекарей МБС по разным направлениям и жанрам: журнальная проза, книжные новинки, детектив, фантастика, поэзия, женская проза и т.д.
Работа с темой проходит через определенные этапы развития и самообразования самого библиотекаря:

  • Освоение библиотекарем информационного пространства темы (методы работы с читателем на этом этапе – библиографические обзоры, часы информации, комментированные книжно-журнальные выставки и т.д.).
  • Повышение профессионального мастерства через посещение спецкурса Современная отечественная литература в рамках Школы профессионального мастерства (лекции, информационный обмен; дискуссии; анкетирование и т. д.).
  • Разработка собственных авторских литературно-информационных программ, программ курсов, литературных клубов; включение активных форм работы (дискуссии, обсуждение, круглые столы и т.д.); освоение новых форм работы (гражданский форум, Школы чтения и др.).
  • Обобщение и распространение опыта, в том числе в рамках конкурса профессионального мастерства Радуга новых идей.
  • Адаптация накопленных знаний применительно к разным категориям читателей.
  • Проектная деятельность (в 2005 году библиотека Бестселлер заявлена в городском конкурсе проектов Молодежь–2006 по проблеме чтения).

Пока профессионалы дискутировали, создавали, издавали учебные пособия, которые появились лишь в последнее время, нами была предпринята попытка анализа разрозненных материалов литературоведческого плана, создания определенной классификации (неоклассицизм, новый реализм, или христианизация литературы конца XX века, современные сентименталисты, жесткий реализм, постмодернизм и т.д.).
На базе новых знаний была разработана и реализована программа курса Отечественная литература: от классики – к постмодернизму в рамках Публичного института новых гуманитарных знаний.
Разработанный курс дал слушателям представление о новых тенденциях российской прозы, познакомил с новыми именами, новыми темами, новыми героями, с современным литературоведением, престижными литературными премиями.
В круг чтения слушателей курса (набор осуществлялся в течение 2-х лет) вошли такие авторы (в то время не столь известные), как А. Варламов, Г. Петров, О. Павлов, Л. Улицкая, О. Славникова, В. Пелевин, Т. Толстая, А. Слаповский, М. Шишкин, А. Бородыня, О. Ермаков, А. Королев, Вл. Сорокин, М. Кураев, М. Веллер, А. Мелихов и многие другие.
Давалась подробная информация о лауреатах Букеровской и других литературных премий.
Занятия проходили в виде лекций-диалогов, книгодебатов (например, по творчеству Владимира Сорокина), на протяжении занятий (12 занятий – 1 раз в неделю) работали книжно-журнальные выставки.
Среди слушателей были и преподаватели, и студенты (особенно филфака), и старшеклассники.

Стало очевидным, что социокультурная ситуация и библиотека взаимосвязаны: инновация оказалась эффективной потому, что отвечала ожиданиям общества «перестроечного» периода.
И, что немаловажно, в глазах горожан создался положительный имидж библиотекарей, как оказалось, на данный момент владеющих ценной, нужной информацией и знанием современной литературы, что впоследствии позволило заключать социально-творческие договоры с учебными учреждениями.
Библиотекари читают лекции по современной отечественной и зарубежной литературе на курсах повышения квалификации преподавателей литературы, проводят уроки современной литературы в гимназиях и школах в рамках социально-творческих договоров, читают лекции для преподавателей и студентов высших учебных заведений по современной литературе Китая, Японии, Германии, Англии, Франции, скандинавских стран.

В сегодняшней социокультурной ситуации библиотеки МБС, опираясь на научные и собственные исследования, определили следующие задачи в продвижении книги и чтения:

  • Разработать, опираясь на новые технологии чтения (И.И. Тихомирова, В.А. Бородина, В.А. Невский, О.Л. Кабачек и т.д.) и трансформируя их, собственные программы творческого чтения для детей и подростков.
  • Развивать читательскую культуру молодого поколения через информацию и популяризацию книги, соединяя книгу и новые информационные технологии («соблазнять хорошей книгой», по удачному выражению Ирины Ивановны Тихомировой).
  • Сформировать единую стратегию семьи, школы и библиотеки; привлечь внимание общественности и властных структур к решению проблемы чтения как национальной проблемы.
  • Помочь читателям всех возрастов открыть для себя новых авторов, включить горожан в информационное поле современной литературы, текущего литературного процесса, осуществлять доступ к книжным новинкам, преодолевая при этом высокий порог цен и отсутствие многих книг на провинциальном книжном рынке.

Безусловно, тема находится в постоянном развитии, сейчас можно использовать в работе учебные пособия по современной литературе (Лейдерман Н.Д. Современная русская литература. Т. 2, часть третья – постсоветский период: до конца 90-х; Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. – М.; Новое литературное обозрение, 1998 – и др.).
Целенаправленно продолжается работа с книгами нового века: мы знакомим с литературной ситуацией, опираясь на журналы и книжные новинки, которые нам удается приобретать: в поле зрения читателя попадают новые авторы: Н. Горланова, А. Макин, Д. Быков, А. Карклин, Е. Гришковец, О. Резепкин, В. Голяховский и т.д.
Сегодня, в эпоху рождения нового информационного общества, много говорят и пишут о кризисе чтения молодого поколения.
Если уровень читательской культуры взрослого населения упал в 1,5 раза (по данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2004 году), то среди молодежи этот показатель еще выше.
Результаты анкетирования среди молодых посетителей библиотеки подтвердил причастность нашего города к общей ситуации: лишь 11% регулярно находят время для неделового чтения.

Серьезность ситуации (в том числе и проблема функциональной неграмотности) побудили нас обратить внимание общества на проблему и вовлечь местное сообщество в её обсуждение.
Гражданский форум Чтение–нечтение: каковы предпочтения молодежи? доказал, что желание общества решить проблему есть.
Фокус-группой, в которую вошли как юные читатели, так и «мэтры» чтения, и преподаватели, и журналисты, и библиотекари, и менеджеры торговой сети, были сформулированы 4 подхода, которые нашли сторонников и противников среди участников форума:

  • Падение интереса к чтению – национальная проблема, тормозящая развитие общества.
  • Информация и популяризация книги и чтения – залог развития читательской культуры молодого поколения.
  • Развитие новых информационных технологий способствует решению проблемы чтения.
  • Единая стратегия семьи, школы и библиотеки – решение проблемы чтения – нечтения.

По каждому подходу были высказаны аргументы и за, и против.
Остановимся на одном из подходов (II) – Информация и популяризация книги – залог развития читательской культуры молодого поколения.
Кто дает молодежи информацию о книгах? Опрос показал: на первом месте друзья (47,5%), учителя и библиотекари – 11%.
В то же время уровень осведомленности о современной литературе низок.

Круг читаемых и любимых авторов не отличается разнообразием (из 10 предложенных современных зарубежных авторов – это модные ныне раскрученные П. Коэльо, Х. Мураками, среди отечественных – лидирует В. Пелевин (45%) (через Интернет), знакомы Т. Толстая (23%), Л. Петрушевская (22%).
Аргументы за этот способ решения проблемы посетители форума сформулировали в виде предложений:

  1. проводить больше книжных акций библиотекам совместно с книжными магазинами;
  2. библиотекарям создавать сайты с рекомендательными списками;
  3. снимать фильмы по произведениям современных авторов – это вызывает желание прочесть: пример – «Турецкий гамбит» по роману Б. Акунина;
  4. СМИ – давать информацию (к сожалению, для наших местных газет это невыгодно – некоммерческий подход!);
  5. создавать молодежные клубы.

Общее мнение – ориентировать в книжном море должны библиотекари, что отрадно – значит мы нужны!
Привлекать или соблазнять книгой, безусловно, должны библиотекари, только для этого нужен настоящий ценитель подлинной литературы, способный увлечь и заразить своим отношением к книге других и дать им вектор на духовное возвышение.
Однако эта традиционная миссия библиотекаря в последние годы была подвергнута отрицанию/
А еще надо иметь в фонде хорошие современные книги, которые нужно вначале уметь найти в необозримом книгоиздательском море, а затем найти способ приобрести их!
Эти простые и в то же время сложные задачи мы и решаем.

Наша удача – создание молодежного клуба ФЭН (состав – 50 человек). Многие встречи посвящены обсуждению проблем современной фантастики, творчеству В. Головачева, Н. Перумова, С. Лукьяненко и др.
Члены клуба отслеживают значимые события в мире фантастики, в том числе через Интернет.
Впервые в городе Северодвинске фэнами был организован Фэнком–2003; 2004.
Гостями были архангельские и местные писатели.

Современные детские писатели – тема особого разговора.
На данный момент работа актуализирована в виде глубокой библиографической работы: выпущены три справочника-путеводителя Новые имена в детской литературе для детей и руководителей детского чтения.
Дети, родители, руководители детского чтения микрорайона библиотеки Мир знаний хорошо знают клуб любителей чтения Гном для младших школьников.
Цель клуба – не только досуговая, многое делается для развития через книгу литературного творчества: выпущен сборник детского творчества Первые шаги.

Создается собственная концепция Школы Творческого Чтения.

  • разработана программа для младших школьников Книжные паруса – девиз: Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени (Ф. Бэкон);
  • студия творческого чтения для подростков Солнечный ветер – девизом стали слова А.С. Пушкина: Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое-что, осмысленное и прочувствованное – совершенство.

Реализация идеи – это совместное творчество библиотекарей и педагогов.

Создание условий для интеллектуального развития горожан осуществляется через работу литературных клубов и объединений в библиотеках МБС.
Тема современной литературы проходит через программы следующих клубов:

  • Воскресные встречи (ЦБ) – цель: поддержка элитных читателей через знакомство с журнальной прозой, с современной литературно-критической мыслью, с победителями литературных конкурсов и лауреатами литературных премий.
  • Русский сюжет: тема Современная отечественная литература; цель – знакомство с новыми авторами, книгами нового века. Сформирован лучший в МБС фонд современной литературы.
  • Ключ: тема Современная отечественная литература; цель – организация досуга через интерес к чтению, в том числе к женской прозе.
  • КИЧ (К интеллектуальному чтению) – тема Зарубежная литература; цель – знакомство с современными авторами, книгами в литературном контексте соответствующей страны (в программе – творчество А. Баррико, Ю. Мисимы, X. Мураками, Г. Свифта, М. Кундеры, М. Уэльбека и многих других).

Стабильным литературным вектором для любителей современной зарубежной литературы является литературно-информационная панорама Иллюминатор Нового Века: один раз в месяц горожане имеют возможность получить информацию.
Назовем лишь некоторые темы:

  • Европейский профиль: модные имена (X. Ланге, А. Кристоф, К. Крахт и др.);
  • По страницам скандинавского бестселлера: П.У. Энквист, И. Эдельфельд и др.;
  • Французский бестселлер сегодня: знаковые фигуры (М. Уэльбек, С. Жермен и др.);
  • Знаменитые авторы, знаменитые романы: А. Перес-Реверте, X. Мариес и др.» и т.д.

Литературно-читательское объединение Творчество – это работа с теми, кто склонен к сочинительству; организация встреч с собратьями по перу в рамках города.
Выпущены, благодаря спонсорам, 2 поэтических сборника: Северные плесы, Поморская палитра.
Их презентации прошли как интересные городские мероприятия.

Встречи с современными писателями и поэтами в провинции: с А. Мелеховым, О. Седаковой, М. Москвиной, М. Бородицкой, А. Усачевым, которые нам посчастливилось организовать, – прекрасный способ приобщения к миру литературы и чтения.
Сложившаяся система работы позволяет развивать данное направление, включать в этот процесс молодых библиотекарей, не прерывая традиции при кадровых перестановках и проблемах.

Источник:Т.А. Новикова. Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе.// Школьная библиотека. – 2005. – № 6. – С.22-25