Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Возрастные особенности

Шестой и седьмой год жизни ребенка

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника становится более дифференцированным и избирательным — он легко различает оттенки, замечает много подробностей и деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нравится, а что нет. Внимание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, при этом ребенка привлекает то, что ярко, необычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Малыш седьмого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этого старший дошкольник может даже использовать определенные предметы, которые он перенимает у взрослых. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь — она организует внимание и направляет его на нужный предмет. «Надо посмотреть, поискать!» — говорит малыш, начиная делать что-то. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание — ребенку трудно еще сосредоточиться на чем-то однообразном.

А вот в интересной игре внимание может быть достаточно устойчивым. В целом, возможности этой новой «взрослой» формы внимания — произвольного внимания — к шести-семи годам уже достаточно велики. Развивается и память вашего малыша. В основном память ребенка в старшем дошкольном возрасте носит также непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что наиболее интересно и приятно.

Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания снижается, а прочность запоминания растет. Большим достижением ребенка седьмого года жизни является значительное развитие произвольного запоминания. Ребенок уже легко справляется с заданием запомнить что-то, начинает использовать специальные приемы запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Активно развивается и воображение ребенка, что особенно ярко проявляется в игре. Играя, старшие дошкольники переходят от использования предметов-заместителей к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения непосредственно зависит от развития речи ребенка. Высокого уровня в этом возрасте достигает и развитие пространственных представлений. Малыш легко ориентируется во взаимном расположении предметов, хорошо запоминает дорогу, впервые осваивает понятия схемы и плана. Все достижения вашего дошкольника, о которых мы уже рассказали, во многом связаны с активным становлением мышления в этом возрасте. В возрасте четырех-шести лет интенсивно формируется наглядно-образное мышление, когда малыш размышляет как бы руками. Например, подсчитывая палочки, он обязательно будет брать их в руки и перекладывать из кучки в кучку. Старший дошкольник может решить ту же задачу, лишь посматривая на эти палочки или же схематично изображая их на листе. У него формируется более сложная форма мышления — наглядно-образное. Теперь уже ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представления. А высшим достижением в этом возрасте является умение использовать при решении задач схематические изображения. Эта форма мышления является основной для развития логического мышления, связанного с использованием понятий, когда все действия производятся в уме. Итак, к шести-семи годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, которое будет так важно для обучения в школе.

Такой ваш старший дошкольник — умный и внимательный, с развитым восприятием, памятью и мышлением, со значительным опытом практических действий — чувствует уверенность в своих силах, ставит себе все более сложные и разнообразные цели, может иногда усилием воли регулировать свое поведение. Но наиболее эффективным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, хотя иногда в роли «законодателя» может выступать и он сам. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает осознавать особенности своего поведения и использует нормы и правила для оценки себя и окружающих. Самооценка вашего малыша в этом возрасте основывается на умении сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном обобщенная и завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она несколько снижается, ребенок более четко может оценить отдельные свои качества. Хотя остающаяся преобладающей обобщенная самооценка приводит к тому, что любую неодобрительную оценку взрослым какого-то отдельного своего действия ребенок переживает как оценку своей личности в целом, очень расстраиваясь при этом.

Поэтому порицания, замечания, отрицательные оценки при обучении старших дошкольников надо использовать только очень осторожно и ограниченно.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития старшего дошкольника, можно сказать, что в этом возрасте у него достаточно развитое мышление, расчлененное восприятие, смысловое запоминание. Активно развивается у него произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать малыша слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, регулировать свои действия принятыми нормами поведения. Он способен к достаточно адекватной оценке себя и своих возможностей. И теперь у вашего ребенка впереди новый этап его жизни — школа.

В заключение хочется подчеркнуть, что готовность ребенка к школе определяется как его умственным, так и личностным развитием, не последнюю роль играет и состояние здоровья. Все эти качества развиваются не одновременно. Например, интеллектуальная готовность необязательно сочетается со способностью ребенка к систематическим занятиям, с серьезным отношением к обучению. Поэтому нельзя требовать от несозревшего организма ребенка слишком многого. Знание своего малыша, его интересы, возможности и ограничения всегда должны оставаться главными для родителей.

Источники:

  1. Корнеева Е.Н. Детские капризы: Что это такое и как с этим справиться. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 177 с.
  2. Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. – М,: Сфера, 1999. – 193 с.
  3. Некрасовы З. и Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: ООО София, 2006. – 417 с.