Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Возрастные особенности

Мифы и легенды раннего развития


Маленький, недавно научившийся ходить ребенок бойко читает, пишет и складывает двузначные числа в уме ~ мечта многих современных мам и пап. Но так ли безобидны эти интеллектуальные достижения?

Это звучит немного странно, но обсуждение сегодняшней темы не состоялось бы без двух событий, произошедших без малого двадцать лет назад.
Именно тогда наше государство решило увеличить отпуск, предоставляемый матерям по уходу за ребенком, и продлило его до трех лет.
Тогда же в рамках горбачевской оттепели стало можно свободно публиковать книги и статьи, делиться с широкой общественностью своими взглядами, в том числе на воспитание детей, завозить и распространять зарубежный опыт.

Мамы, в большинстве своем до сих пор сдававшие годовалых детишек в ясли, оказались сидящими дома в совершенно новой для себя роли воспитателя - и безо всякой информационной поддержки.
Что делать с ребенком до года, подробно рассказывали в детской поликлинике. А дальше? Во что играть с малышом, что ему читать, о чем говорить на прогулке, как учить самостоятельно есть и проситься на горшок - все это в семьях, разумеется, знали.
Но многим такого бытового общения казалось мало, ясельные подходы выглядели устаревшими, а ежедневную жизнь с малышом хотелось как-то разнообразить.
Книжки Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных, Николая Александровича Зайцева, Михаила Трунова и Леонида Китаева, переводы Масаро Ибуки, Сесиль Лупан, Глена Домана оказались как нельзя кстати.
Конечно, их читали очень немногие, а собственноручно изготовляли пособия и строили детские спортивные комплексы и вовсе единицы, но благодаря этим энтузиастам загадочное раннее развитие поселилось в нашей стране.
В это же время стали завозиться зарубежные пособия, а отечественные производители освоили выпуск их аналогов и начали делать кубики, рамки и вкладыши, карточки и таблицы.
Наконец, в конце 90-х в Москве, Питере и нескольких крупных городах стало реальным записать ребенка в Монтессори-садик, отыскать группу, где с двухлетками читали бы по кубикам Зайцева или по карточкам Домана, а еще рисовали, изучали окружающий мир, пели и танцевали.

Сегодня вы без труда найдете студию развития для малыша от года до трех буквально во дворе своего дома.
Доступную информацию о методиках - в Интернете. А в любом Детском мире - все необходимые пособия.
С одной стороны, это здорово, что для получасового детского притопа и общения с такими же мамами не надо ездить через весь город.
И что наряду с пирамидками и матрешками наших детей буквально с рождения окружают пазлы и шнуровки, лото и домино - когда-то пособия, теперь они стали просто игрушками.
Нынешним молодым мамам трудно себе представить (а не очень юные мамы хорошо помнят!), что еще совсем недавно с полуторагодовалым ребенком было не принято рисовать красками, делать аппликацию, лепить из пластилина, играть в кукольный театр, слушать классическую музыку и рассматривать шедевры живописи.

А с другой стороны, это и многое другое, входящее в понятие раннее развитие, все чаще происходит с нашими детьми при участии педагогов, а не родителей.
Владение методиками - непременное требование к няне для годовалого-двухлетнего ребенка. Дело в том, что совпали две тенденции.
Для сегодняшних мам опять же почти нереально быть дома с детьми до трех лет - по экономическим и карьерным причинам.
Тем временем занятия с малышами становятся уделом профессионалов из сферы услуг, сложившейся вокруг идей раннего развития.
А еще, спад родительского энтузиазма, наступивший (как это всегда бывает) после развивающего бума, некоторых приводит к убеждению, что с маленькими детьми вообще ничем таким заниматься не надо - они сами вырастут, а к школе их и в детском саду подготовят (туда теперь стараются отдать пораньше, чтобы еще и говорить научили заодно).
Есть, правда, и другая тенденция - когда мамы предпочитают развивать малыша, следуя за его потребностями и интересами, вплетая в повседневные дела изучение цветов и форм, явлений природы и занятий людей...

Немного критики


Все почти по Толстому: все, успешно пережившие раннее развитие, счастливы одинаково; каждый, столкнувшийся с проблемами, несчастлив по-своему.
А все потому, что небесспорна сама идея, на которую опираются теоретики и практики. Коротко она звучит так: в первые три года жизни мозг ребенка способен усваивать и перерабатывать информацию, как никогда, в дальнейшем.
А значит, обучение младенцев может быть более эффективным, чем, например, семилетних.

Чему и как предлагается учить, описано многократно. А вот на вопрос зачем все это делается? разумного ответа так и нет.
Говорят об объемах знаний, которые можно получить, если начать пораньше, о том, что возможности человеческого мозга недооценены и используются недостаточно.
Считают раннюю привычку к интеллектуальному труду прививкой от опасных или бесполезных соблазнов современного мира (от наркотиков до компьютерных игр и телесериалов).
Наконец, убеждают сделать жизнь малыша красочной, с открытиями и радостью познания.

Но - ведь она такая и есть! Причем безо всяких пособий.
Об этом позаботилась природа, снабдив ребенка способностью накапливать и систематизировать представления об окружающем мире, а мать - способностью чувствовать потребности малыша (в том числе и в информации) и откликаться на них.
Жизнь рядом с мамой, ее эмоциональная реакция на все события и даже обыденное отношение к «неживым» предметам (к обстановке дома, деревьям в парке, облакам на небе) - это и есть первые университеты для малыша.
А если мама еще приобщит к совместным бытовым делам да расскажет по ходу дела все, что знает сама об овощах в супе, о травах на лугу, о звездах на небе...
Именно так наши предки примерно к трем годам осваивали всю сумму представлений и навыков, которая была необходима для участия в жизни общества и физического существования.
Сейчас, конечно, городской ребенок наблюдает и изучает другое: не как доят корову, а как управляются с бытовой техникой, например.
Но биологически человек остался тем же самым, а потому, резко меняя и суть информации, и способ ее получения, мы рискуем вторгнуться в развитие малыша, плохо представляя себе последствия.

Отдельные упущения


Чего же могут недополучить дети, чьи родители увлечены ранним развитием?

  • Материнское тепло.
    Очень часто читать раньше, чем говорить учат амбициозные мамы и папы, ориентированные на результат, стремящиеся сделать из ребенка что-то особенное - вместо того чтобы сделать его счастливым.
    При этом индивидуальность малыша, его ежедневные нужды часто остаются без внимания.
    Эмоциональное развитие такого ребенка легко искажается: растущий в атмосфере соревнования, он не учится любить и в дальнейшем может столкнуться с трудностями в общении.

  • Двигательная активность.
    Совершенно необходимая составляющая детства порой признается несущественной по сравнению с овладением энциклопедическими знаниями, хотя обычно в понятие раннее развитие включают и физическое: плавание, занятия на спорткомплексе, освоение велосипеда и т. п.
    Настоящий риск гиподинамии возникает при посещении ребенком трех-шести лет многочасовых занятий по подготовке к школе, не учитывающих специфику возраста.

  • Игры, соответствующие возрасту.
    В них малыш изучает предметы и осваивает действия с ними, моделирует человеческие отношения, узнает, что такое границы и правила, учится принимать на себя различные роли.
    Рано развитым интеллектуально детям чаще всего не хватает как раз тех жизненных представлений и навыков, которые должны были сформироваться в игре - сначала с мамой, бабушкой, потом со сверстниками. Порой это сказывается на школьном обучении.
    В компании обычных детей такой ребенок чувствует себя некомфортно: он не только не умеет придумать и начать игру, ему трудно ее поддержать, остаться в рамках правил.

  • Общение со сверстниками.
    Оно может пострадать по двум причинам. Первая: из-за более широкого кругозора (в случае достаточно гармоничного раннего развития) или из-за сужения области интересов к одному предмету (скажем, математике) ребенок не может говорить с ровесниками на одном языке.
    Вторая: насыщенное информацией, но бедное эмоциями общение с мамой не даст развиться коммуникативным возможностям ребенка, он будет испытывать трудности каждый раз, когда надо будет войти с кем-то в контакт.

Заметим, что все вышеописанные неприятности случаются скорее от перекосов в деле раннего развития: от слепого следования методикам, от перепоручения совсем маленьких детей посторонним людям... Всего этого при разумном подходе можно избежать. А теперь о том, что спрогнозировать трудно.

Печальные последствия


Детские врачи и психологи не связывают их с конкретными методиками, как правило, речь идет просто об интеллектуальной нагрузке не по возрасту.
Причем получить ее дети могут в первые годы жизни, а эффект проявится спустя годы, с началом школьного обучения.
Это:

  • Спазмы сосудов, приводящие в разных случаях к заиканию, тикам, недержанию мочи и даже эпилепсии.
    Они могут быть связаны как с психологическим напряжением, так и с особенностями работы головного мозга детей - ему просто не хватает питания, которое расходуется и на поддержание жизнедеятельности организма, и на интеллектуальный труд.

  • Формирование структур мозга иногда происходит искаженно. Раннее начало обучения не дает качественно созреть нижним отделам, отвечающим за питание мозга.
    К началу школьного обучения обнаруживается, что верхние отделы, отвечающие за многие учебные навыки, не имеют достаточной связи между собой, недополучают питания и не могут полноценно работать.
    Такой ребенок с трудом контролирует свое поведение, не может построить программу действий, учитывать правила - что при высоком интеллекте сильно снижает успеваемость.

  • Потеря познавательного интереса.
    На нее, пожалуй, чаще всего жалуются родители и учителя. И дело не только в том, что ребенку скучно в школе, оттого что он уже прошел все это дома с мамой, а та не позаботилась о дальнейшем поддержании интереса к учебе (школе для одаренных, кружке по интересам и т. п.).
    Проблема в самом способе получения знаний. Ребенок не добывает их, как охотник, напротив, он полностью обеспечен, завален различной информацией - только впитывай. Девиз раннего развития - давайте знания, ребенок сам выберет, что ему нужно.
    Девиз развития - следуйте за потребностью, отвечайте на запросы (и вопросы!). От природы ребенок обладает способностью самостоятельно получать знания с помощью органов чувств - новое и неизведанное ему надо потрогать, ощутить.
    Загружая ребенка отобранной нами информацией, мы эту способность к самообучению легко можем сломать.

Мнение специалиста


Елизавета Меланченко, невролог:
В качестве врача-невролога я консультирую младенцев с различными двигательными нарушениями и отставаниями (вовремя не держит голову, не переворачивается, не ползает), с задержками психического развития.
Как правило, трудности у этих детей возникли из-за того, что внутриутробно, в процессе родов или сразу после рождения не хватило питания головному мозгу.
Делая грудничкам специальный массаж, а с детьми постарше занимаясь коррекционной гимнастикой, мы помогаем их нервной системе наверстать упущенное, восстанавливаем связи между нервными центрами.
В первые годы жизни мозг еще продолжает формироваться, и воздействие на его зоны максимально эффективно.

Но я всегда предупреждаю родителей моих пациентов о том, что их детям противопоказана ранняя интеллектуальная нагрузка, их надо оберегать от занятий, не соответствующих возрасту и развитию (телевизор, компьютер), и от обилия информации. Особенно важно это для малышей, родившихся недоношенными или получивших родовую травму.

Екатерина Лошинская, психолог:
За восемь лет работы психологом в детской поликлинике я не встреча¬ла ни одного рано начавшего читать и при этом гармонично развитого ребенка.
Как минимум дети, загруженные большим объемом знаний не по возрасту, демонстрируют повышенную тревожность: неуверенность в себе, низкую самооценку - или, наоборот, подчеркнуто демонстратив¬ное поведение.

Но самое главное, почему я не советую учить ребенка читать до возникновения у него такого желания: здоровый и гармо¬нично развитый дошкольник начинает читать сам в пять-шесть лет.
И читает (это очень важно), понимая прочитанное, а ведь у сегодняшних детей зачастую эта важная составляющая процесса чтения отсутствует.
Самостоятельный приход к чтению (сначала ребенок интересуется буквами, а затем открывает для себя, как их складывать в слова) можно считать своеобразным тестом своевременного и гармоничного развития мозга.
Если же мы форсируем обучение, то, сами того не ведая, органи¬зуем дисбаланс - стимулируем определенные зоны мозга раньше, чем надо, в ущерб другим.
При этом я не вижу ничего плохого в том, чтобы выучить с малышом буквы. Их можно показывать ему хоть с года, на¬зывая соответствующий звук, - так же, как вы показываете зверей на картинках, различные предметы дома и на улице и т. п.
Кстати, хорошее соотнесение звука и его графического изображения (знака), которое обеспечивает этот подход, скорее всего станет профилактикой дисграфии (устойчивого письма с ошибками) у вашего ребенка.

Источники:

  1. Стегно Ю. Мифы и легенды раннего развития // Домашний очаг.–2008. - № 3.– С. 156-159.
  2. Стегно Ю. После трех уже поздно: путеводитель по миру раннего развития для ленивых родителей // Домашний очаг.–2006. - № 11.– С. 188-191.
  3. Твайман Дж. Если ваш ребенок не такой, как все.–М. ООО София, 2006.– 273 с.