Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Возрастные особенности

Чем и как увлекаются подростки?


Одна из центральных мыслей Педологии подростка А.С. Выготского — об определяющем значении проблемы интересов для понимания разбития в переходном возрасте.
Закономерные процессы, происходящие в это время, подразумевают не только появление новых интересов, но и сворачивание, отмену старых, бывших актуальными в младшем школьном (по принятой в наши дни периодизации психического развития) возрасте.

Обманутые ожидания


Действительно, именно содержательные интересы, увлечения, стремления дают столь характерную для подросткового и юношеского периодов развития интенцию в будущее.
Только на основе личных, неотчужденных интересов возможна полноценная социализация подростка, его интегрирование во взрослый мир, где царствует свобода выборов и поступков и ответственность за их последствия.

Вместе с тем сегодня можно наблюдать у подростков и юношей нарастающий дефицит интересов и увлечений. Стало типичным обращение к психологу родителей старшеклассников в связи с тотальным отсутствием каких-либо содержательных интересов у их взрослеющих детей.
Родители ждут от специалиста применения особых средств, могущих определить сферу, в которой их ребенок волшебным образом найдет себя и станет с охотой и усердием учиться и трудиться.
К сожалению, эти нереалистические ожидания обычно оказываются обманутыми: никакое, даже идеально подходящее к имеющимся задаткам и способностям человека занятие не может стать для него желанным и приносящим удовлетворение, если отсутствует интерес , который мы, вслед за Л.С. Выготским, будем понимать как ...целостную структурную, динамическую тенденцию... жизненный, органический процесс, глубоко укорененный в органической, биологической основе личности, но развивающийся вместе с развитием всей личности .

При внимательном рассмотрении дефицита склонностей и интересов, типичного для старшеклассников, оказывается, что в большинстве случаев речь идет не о полном их вакууме, а о некотором наборе, который, однако, не удовлетворяет старших и не может определить важные жизненные выборы подростка.
Взрослеющего ребенка тянет к обществу сверстников, занятых, на взгляд стороннего наблюдателя, пустым времяпрепровождением.
Он склонен просиживать часы перед телевизором, просматривая не слишком интеллектуальные фильмы, или за компьютером, путешествуя маршрутами ходилок и стрелялок.
Он ведет бесконечные, раздражающие старших своей очевидной бессодержательностью телефонные разговоры или предается аналогичному процессу в виртуальном пространстве чата.
Но зачастую он совершенно не способен сосредоточиться на более содержательном занятии, так как оно представляется ему скучным и к тому же незначительным в глазах его друзей.

Созидательная бессодержательность


На деле такие бессодержательные виды деятельности (или бездействия) подростков достаточно важны.
Общность со сверстниками, обмен ничего не значащими (для постороннего взгляда), но исполненными глубокого смысла (на взгляд самих ребят) репликами, мнениями, впечатлениями — тонкая работа, результат которой — новый уровень самосознания, понимания себя и другого.

Отсутствие интересов у современных ребят 12-15 лет отнюдь не бессмысленно.
Это — закономерная фаза подросткового возраста, описанная многими психологами (В. Петере, Ш. Бюлер, О. Кро, П. Загоровский, Л. Выготский и др.) как негативная, или фаза влечений.
Она является необходимым этапом развития, как бы расчищающим место для последующей созидательной работы по формированию новых интересов.
В негативной фазе происходит закономерное разрушение интересов и склонностей, бывших актуальными в предыдущем возрасте.
Действительно, многие подростки, успешно и с удовольствием занимавшиеся на протяжении нескольких лет в кружке, студии или секции, в массовом порядке оставляют эти занятия, несмотря на уговоры и сопротивление родителей.
То, что еще год-два назад представлялось им увлекательным, приятным, наконец — модным и престижным, становится «детским», несерьезным, достойным насмешки.

Проблема состоит не в самом наличии негативной фазы подростничества, за которой закономерно следует позитивная фаза интересов, а в том, что она наступает у современных ребят слишком поздно, обычно — только после 13, а то и 14 лет.
В этом возрасте многие школьники обучаются уже в 8-9-м классах и перед их родителями встает вопрос о подготовке к следующему этапу образования.
Некоторые подростки уже после 9-го класса поступают в средние профессиональные учебные заведения, другие переходят в профильные или специальные школы и начинают посещать подготовительные курсы при вузах.
Поэтому взрослые, заботясь о перспективах на будущее, ожидают от своих 13-14-летних детей глубокого интереса к какой-нибудь, иногда даже к определенной (традиционной для семьи или выбранной ею) области науки, культуры или практики.
Эти ожидания становятся для подростка, еще пребывающего в фазе влечений, внешним обстоятельством, нередко оказывающим деформирующее, психотравмирующее влияние.

Идеализация прошлого


Можно сказать, что современная социальная ситуация развития детей подросткового возраста содержит в себе противоречие.
Оно состоит в том, что, с одной стороны, за прошедшие несколько десятилетий произошло вполне закономерное увеличение длительности детства, в том числе его подросткового периода.
В связи с этим возраст перехода в позитивную фазу подростничества с ее новыми содержательными интересами вышел за рамки средних классов школы.
С другой стороны, в обществе существует обратная тенденция — к все более раннему началу систематического обучения и, соответственно, к более раннему завершению среднего образования и переходу в высшую школу.
В результате оказывается, что современные подростки просто не успевают в период обучения в основной средней школе (5—9-й классы, 10—15 лет) пережить негативную фазу этого возраста.
Кроме того, выход в его позитивную фазу затрудняется наличием преждевременных ожиданий и требований взрослых, часто порождающих дополнительную волну негативизма.

Другой вариант искажения развития — сохранение в возрасте, соответствующем подростковому периоду развития (иногда вплоть до окончания девятого класса, а то и дольше), психологических и личностных особенностей, свойственных младшему школьнику или даже дошкольнику.
При этом одни ребята остаются эмоционально позитивными, открытыми, более или менее успешными в учебе и увлекающимися детскими занятиями (рисованием, играми, коллекционированием, домашними животными), а другие замыкаются в себе, делаются тревожными, неуспешными, у них появляются трудности в поведении и обучении.

Д. Абрамцева и М. Пилюгина (РГГУ) исследовали особенности мироощущения современных московских подростков.
Ребятам предлагали написать несколько предложений о себе и о своих любимых занятиях, нарисовать дом, в котором они хотели бы жить через 20 лет, когда станут взрослыми, заполнить специально составленные опросники.
В результате было показано, что современные подростки зачастую не ориентированы на будущее, не строят планы, а, напротив, склонны к идеализации безответственного детского прошлого или того образа жизни, который они ведут в летние месяцы, на даче.
Почти все они (в той или иной степени) негативно относятся к перспективе взросления.
Это, по всей вероятности, отражает защитную позицию детей по отношению к взрослым, постоянно побуждающим их к принятию на себя ответственности за свое познавательное развитие, за становление содержательных интересов.

Три фазы интересов


О. Кравцов (РГГУ) при исследовании интересов и склонностей пятнадцати респондентов 18—20 лет (студентов 2-го курса психологического факультета) с помощью специально разработанного ретроспективного структурированного интервью выяснил, что в развитии интересов можно выделить три фазы .

Первая из них относится к возрасту 8-10 лет (младшие классы) . Эти интересы ситуативны, связаны с инициативой родителей или участием одноклассников.
Наиболее привлекательными для ребенка аспектами здесь является одобряемая взрослыми успешность, а также иногда та конкретная предметная реальность, в которой реализуется интерес.
Можно сказать, что эта фаза соответствует ступени вчувствования, дотворчества.

Вторая фаза развития интересов относится к возрасту 13-15 лет , то есть к средним и частично старшим классам.
Некоторые из респондентов и в этом возрасте имели такие же интересы, как у младших школьников, но у большинства они приобрели новое качество.
Почти во всех случаях для интересов ребят была характерна ориентированность на мнение значимых других — сверстников и взрослых.
Подростки увлекались тем, что было модно в их социальной среде, что, с их точки зрения, придавало им вес в глазах других.

По результатам исследований А. Комысевой, на выборке из 61 подростка было показано, что при письменном ответе на вопрос о любимых занятиях у ребят появляется своеобразная ориентация на психолога, проводящего обследование.
Эта ориентация могла иметь позитивный характер (хвастовство, бравирование) или отрицательный (эпатаж), но она ярко отличала подростков от детей младшего школьного возраста, чьи рассказы о предпочитаемых занятиях были непосредственны и лишены оглядки на взрослого.
Во всех случаях интересы и увлечения респондентов были связаны с общением, с определенными претензиями на признание своей значимости и социальной продвинутости.
При этом самоотчет об имевшихся в подростковом возрасте интересах часто носил характер некой предположительности, обобщенности, констатации скорее имевшегося внутреннего отношения к тому или иному виду деятельности, чем реально бывшего воплощения в делах и занятиях.
Поэтому легко предположить, что родители респондентов во время, о котором идет речь, не считали интересы своих детей чем-то серьезным и заслуживающим внимания или даже относились к ним как к вредным, отвлекающим от дела.
Все это позволяет отнести этот этап развития интересов к фазе влечений подросткового возраста . Это роднит данный этап со второй ступенью развития творчества, для которой характерна субъектность, а также определенность и ограниченность замысла.

Наконец, третья фаза развития— взрослые интересы , которые характеризуются интегрированностью в целостное бытие личности.
Эти интересы появляются в результате конструктивного разрешения негативной фазы подростничества, при переходе к юности.
Они становятся основанием для поступков, для построения жизненных планов, приложения значительных усилий в соответствии со сделанным выбором и принятым решением.
Общение, мнение других, конечно, тоже играет здесь определенную, но уже не определяющую роль.
Более того, само общение может перестраиваться в соответствии с осуществлением деятельности и соответствовать ей, а не наоборот. Эта фаза развития интересов, судя по всему, соответствует третьей, зрелой ступени становления творчества.

Отмена или преемственность


Необходимо отметить, что далеко не у всех респондентов на момент исследования проявились интересы взрослого уровня. Довольно значительная часть второкурсников оставалась ориентированной на производимое впечатление, многие были по-детски непосредственными, связанными с любимыми занятиями.
Про этих последних можно сказать, что они, скорее всего, еще не переступили в психологическом плане границу подросткового возраста и остаются младшими школьниками.

Несмотря на то, что интересы и увлечения в различных возрастах имеют разный характер и психологический смысл, между ними существует определенная преемственность.
Иногда это прямая связь, когда увлечение младшего школьного возраста с течением времени трансформируется в новое качество — например, детское увлечение собаками или кошками переходит в интерес к животному миру, к человеческой деятельности, связанной с его изучением.
В других случаях это связь от противного, когда, скажем, после периода бурного увлечения шумными коллективными играми ребенок начинает предпочитать одинокие углубленные занятия, например шахматы.
В целом можно сказать, что в развитии интересов сосуществуют две тенденции — с одной стороны, отмена увлечений предыдущего возраста увлечениями последующего, а с другой — преемственность между ними.

Красноречивые данные


В обсуждаемом контексте хочется привести данные исследования, проведенного нами в одной из московских школ в 2000 году.

Учеников 2, 3, 5 и 6-го классов просили написать маленькое сочинение под названием Мое любимое занятие .
Нужно сразу сказать, что прямой и непосредственной зависимости качества сочинения от возраста его автора не наблюдалось.
Всего было получено 57 детских сочинений, которые образовали несколько групп.
Первая (примерно 38% сочинений) представляла собой малопонятные для читателя описания игр и занятий, сделанные как бы «изнутри», с позиции участника, полностью погруженного в происходящее и потому видящего его только частично.
Вторая часть (32%) — более или менее связные рассказы-перечисления предпочитаемых занятий.
Третья (24%) — такие же перечисления, но с акцентом на своих успехах, на престижности занятия, на радужных перспективах их продолжения.
Четвертая группа (очень немногочисленная, всего 2 сочинения, то есть около 5%) — связные описания различных занятий, от игры с котом до уроков музыки, с ориентировкой на читателя и даже с легкой самоиронией.
Дети писали об очень разных занятиях — играх со сверстниками, возне с домашними животными, фильмах, компьютере, гулянье, походах по магазинам, поездках, экскурсиях, развлечениях, занятиях спортом, музыкой, рисованием...
Но, несмотря на разнообразие содержания и уровней раскрытия темы, все сочинения объединяло одно общее качество: в них говорилось об увлечениях, предпочтениях, склонностях, которые никак нельзя назвать продуктивными.
Все, о чем писали дети, имело для них смысл, который можно определить словом потребительский.
Даже говоря о дополнительных занятиях или подготовке к участию в олимпиадах и интеллектуальных марафонах, дети были ориентированы не на общий созидательный результат, а на свой личный успех, на зарабатывание очков, на возможность последующего личного продвижения.

И только одна девочка из 3-го класса, живущая в условиях многодетного сообщества нескольких семей, не очень давно переехавших в Москву, в качестве своего любимого занятия назвала выпуск самодеятельного журнала.
Она подробно написала о том, как готовит каждый номер, какое участие принимают в этом другие дети, живущие вместе с ней, как это здорово — выпускать журнал, и закончила свое сочинение эмоциональным призывом к сверстникам — всем выпускать журналы — это ведь так здорово!

В центральном положении


В этом положении вещей заключена одна из основных сегодняшних проблем развития полноценных интересов.
Не только дети и подростки, но и их родители и учителя не осознают, что увлечения ребят изменили свой характер и из продуктивных, творческих стали потребительскими.
Обычная мотивация участия в тех или иных внеклассных мероприятиях — развлекательная, соревновательная, а то и попросту меркантильная (зарабатывание льгот для поступления в вуз, сдача на сертификат и т.д.).
Тематический праздник или спектакль становятся формой обучения, за участие в которой ставят оценку, на оценку же дети готовят доклады и учат стихи. Все это само по себе вовсе не плохо.
Беда лишь в том, что все эти, вроде бы ставящие ребенка в центральное положение формы работы практически полностью вытеснили спектакли, стенгазеты и походы, которые имели смысл как таковые, вне зависимости от того, что они давали учебному процессу и личной успешности каждого ребенка.

Центральное положение, в которое ставят ребенка принятые сегодня формы внеклассной работы, претендующей на то, чтобы быть средством и почвой развития содержательных интересов, обманчиво.
На деле ребенок, идущий в театр или на школьную олимпиаду, чтобы получить нечто для себя, не является субъектом происходящего.
Его позиция остается ситуативной, иногда даже попросту пассивной; он не выстраивает свою деятельность, а встраивается (с большим или меньшим удовольствием) в то, что ему предлагают.
Гораздо ценнее было бы задавать и выстраивать самому что-то, пусть менее интеллектуальное и эстетичное, но свое, субъектное.
Только в этом случае был бы возможен переход на третью ступень развития творчества, обеспечивающую свободу и ответственность сознательных выборов и поступков, побуждение прикладывать усилия и контролировать результаты в соответствии с этими выборами.

Вопрос о содержательных и действенных интересах детей и подростков — это вопрос об их субъектности, переживании ими себя как источника, носителя увлечения.
Тогда и деятельность, порождаемая в русле этого увлечения, будет действительно принадлежать самому ребенку и тем самым развиваться и обеспечивать его развитие.
Только при этом условии возможно становление по-настоящему творческой личности, ответственного субъекта своего поведения, поступков, жизненных выборов и решений.

Источники:

  1. Айхорн А. Трудный подросток.–М.: Апрель,2001.–304 с.
  2. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки?// Школьный психолог № 1, 2005 г.
  3. Кузин М.В. Как выжить с ребенком – подростком: практическое пособие для родителей. – М.: Эксмо, 2007.– 320 с.
  4. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М.: АСТ-Пресс, 1998.–288 с.