Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Возрастные особенности

Вкус запретного плода


Публикуемый материал — фрагмент книги Вкус запретного плода. Здесь учтены результаты новейших исследований и опросов общественного мнения, добавлены новые иллюстрации и схемы; при этом основное внимание уделено не академическим сюжетам, а тому, что имеет жизненно важное значение для большинства людей.

Детская невинность?


Человек изменяется и развивается на протяжении всей своей жизни, от рождения до смерти. Это касается и его психосексуального развития.
Большая часть научной и едва ли не вся популярная сексологическая литература строятся по возрастному принципу: Детская и юношеская сексуальность, От мальчика к мужчине, Сексуальность в зрелом и пожилом возрасте и т. д.
Но, несмотря на обилие эмпирических данных, мы знаем о развитии сексуальности гораздо меньше, чем нужно.

До появления психоанализа младенчество и раннее детство считались принципиально асексуальными, а то и вовсе бесполыми.
Детская невинность означает неведение и отсутствие каких бы то ни было эротических интересов, пока ребенка не развратят взрослые.
Нужно прямо сказать: это не совсем так и даже совсем не так.
Разумеется, до начала полового созревания ребенок не имеет сексуальных потребностей во взрослом понимании этого слова.
Тем не менее уже у младенцев существуют некоторые сексуальные автоматизмы, а у детей — соответствующие интересы, тесно связанные с формированием половых ролей и идентичности.

Понятие детской сексуальности весьма расплывчато, и в ее объяснении существуют две типичные ошибки.

  • Любое детское поведение, так или иначе связанное с половыми органами, объясняется по аналогии с поведением взрослых и описывается в тех же самых терминах: если ребенок подсматривает за сексуальными отправлениями других, это называют вуайеризмом, если он демонстрирует собственные половые органы — эксгибиционизмом и т. п.
    Специалисты понимают условность таких наименований, но у широкой публики они вызывают неуместные страхи, мысли о патологии. Поэтому этих терминов лучше избегать.
  • Принципиальное отрицание возможности эротических переживаний до начала полового созревания.

Никто не считает наблюдаемые у новорожденных мальчиков эрекции показателями полового возбуждения. Однако уже маленькие дети обоего пола могут испытывать оргазмоподобные переживания.
По наблюдениям Кинзи, на это способны свыше половины 3—4-летних мальчиков и почти все младшие, допубертатные подростки. У новорожденных девочек наблюдается любрикация (увлажнение) влагалища.
Раздражение и стимуляция половых органов вызывают у детей приятные ощущения и повышенное внимание к этим частям тела.
Первоначально интерес ребенка направлен на собственное тело; трогая свои половые органы, он играет с ними точно так же, как с другими частями тела.
Если он вдобавок получает от этого приятные ощущения, интерес к ним усиливается, игра превращается в мастурбацию, которая дает ребенку эмоциональное удовольствие.
Младенческая мастурбация является спонтанной, бессознательной, однако интенсивная самостимуляция чаще наблюдается у детей, испытывающих дефицит эмоционального тепла, заброшенность и иные трудности.

Более или менее осознанное влечение к половой сфере связано с усвоением ребенком половой роли.
Между двумя и пятью годами дети начинают интересоваться анатомическими различиями между полами, задают бесчисленные вопросы, усиленно подглядывают за тем, что происходит в туалетах, ванных комнатах и т. д.
Четверть ленинградских матерей, опрошенных Д. Н. Исаевым и Н. В. Александровой, замечали, что их дети (младше семи лет) подглядывали за обнаженными взрослыми.
Среди дошкольников широко распространены так называемые социосексуальные игры (в папу-маму, в доктора), в которых дети показывают друг другу свои половые органы, ощупывают друг друга или даже имитируют половой акт.
Степень распространенности детских сексуальных игр и самая их техника существенно различны в разных социальных, культурных и этнических средах.
Термины сексуальная игра или гомосексуальная игра условны. Они описывают поведение, не раскрывая его сути. Мотивы участвующего в таких играх ребенка могут быть самыми разными.
Иногда тут нет ничего эротического, это просто исследовательская деятельность или обычная ролевая игра, в ходе которой ребенок осваивается с определенными социальными ролями и ситуациями.

Тем не менее широкая распространенность таких игр, даже в условиях жесткого родительского контроля, свидетельствует об их психологической закономерности.
Панический ужас взрослых, сталкивающихся с подобными случаями, наивен и может только травмировать ребенка.
Ошибочным представляется и мнение Фрейда о латентной фазе психосексуального развития, когда ребенок якобы вообще не интересуется проблемами пола.
Просто семи-десятилетний человек уже знает основные правила приличия, поэтому его поведение более скрытно и по своим мотивам качественно отличается от поведения трех-пятилетнего.
Но интерес к половой жизни, как и некоторые формы сексуального экспериментирования, не исчезает, а видоизменяется.
Когда маленький ребенок настойчиво вторгается в запретную область или нарушает принятые в ней правила (например, демонстрирует половые органы или произносит неприличные слова) — это в большинстве случаев не сексуальный, а социальный эксперимент — нарушение правила как способ его проверки и познания.
Можно считать доказанным, что сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека во многом зависят от морально-психологической атмосферы, в которой протекало его раннее детство.
Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью; общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений; терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе; отсутствие жестких запретов на слова; готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы — все это облегчает ребенку формирование здорового отношения к сексуальности.

В принципе нет ничего страшного, если ребенок видит родителей, не говоря уже о братьях и сестрах, обнаженными; это избавит его от необходимости подсматривать и научит воспринимать наготу как нечто естественное.
Но если в культуре и среди окружающих людей нагота строго табуируется, такое поведение родителей будет выглядеть экзотическим, и когда ребенок расскажет об этом сверстникам, он невольно окажется в центре отнюдь не благожелательного внимания, что неминуемо вызовет конфликты, сомнения в правильности поведения родителей и т. д.
Единственный общий совет, который можно дать родителям,— ведите себя так, как для вас естественно, но с учетом окружающей культуры, чтобы не ставить своего ребенка в конфликтные ситуации.

Сексуальная социализация ребенка в еще большей мере, чем половая, происходит под влиянием не только взрослых, но и сверстников. Чем старше ребенок, тем сильнее это влияние.
Возьмем, к примеру, мастурбацию. У детей моложе десяти лет она втрое чаще является их собственным открытием, чем результатом научения.
Девятилетняя девочка спрашивает у матери, почему, когда она быстро съехала по канату на уроке физкультуры, ей было так приятно-приятно вот здесь.
10-летний мальчик открыл способ вызывать непонятные для него, но очень приятные ощущения, пытаясь воспроизвести то, что он однажды случайно испытал в переполненном автобусе.

Современные дети интересуются вопросами секса и знают о нем гораздо больше, чем подозревают их учителя и родители.
Как писал Януш Корчак, опыт нескольких неуместных вопросов, неудачных шуток, выжданных секретов, опрометчивых излияний учит ребенка относиться к взрослым как к прирученным диким зверям, на которых никогда нельзя вполне положиться.
Чем сильнее определенные вопросы табуируются в семье и школе, тем выше стена между поколениями и тем сильнее влияние сверстников и старших детей, со всеми вытекающими отсюда нежелательными (с воспитательной точки зрения) последствиями. Особенно остро это проявляется в подростковом и юношеском возрасте.

Половое созревание


Половое созревание (пубертат) — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста.
Его функциональные признаки — менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков.
Средний возраст менархе колеблется сейчас в разных странах и средах от 12,4 до 14,4 года, а эякулярхе — от 13,4 до 14 лет.
В основе пубертата лежат гормональные процессы, влекущие за собой соответствующие изменения в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании.

Усиленная секреция половых гормонов (у восемнадцатилетнего юноши она в 8 раз выше, чем у девятилетнего мальчика) порождает так называемую подростковую (юношескую) гиперсексуальность, проявляющуюся в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях полового члена, бурных эротических фантазиях, навязчивой мастурбации и т. д.
В четырнадцать лет мое тело будто взбесилось,— под этим признанием шестнадцатилетнего юноши могли бы подписаться очень многие его сверстники.
Сроки начала и завершения полового созревания, как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. Отчасти это обусловлено биологически.

Именно в период полового созревания впервые отчетливо проявляется тип половой конституции, в числе признаков которой фигурируют возраст пробуждения полового влечения и возраст первого семяизвержения.
Чем раньше начинается половое созревание, тем активнее оно обычно протекает и тем быстрее заканчивается. Более позднее начало созревания, напротив, обычно сопровождается и более вялым его течением.
Рано созревающие мальчики не только раньше начинают, но и в последующие взрослые годы их половая жизнь протекает интенсивнее. Рано созревающие женщины также отличаются высокой сексуальной реактивностью.
Эти индивидуальные различия очень велики, они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам.

Но половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида.
Содержание его сексуально-эротических переживаний и привязанностей (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности) определяется не ею, а воспитанными свойствами личности и социальными условиями ее развития.
Возраст начала менструаций, как и их регулярность, зависит также от многих конкретных условий, например, веса тела.
У девочек-гимнасток и юных балерин, сознательно ограничивающих свой вес, менархе происходит на год, а то и на несколько лет позже, чем у остальных.
Пубертатный статус может даже как бы регрессировать, возвращаться вспять. Девочки-подростки и юные девушки, страдающие нервно-психической анорексией (нежелание есть), если они теряют свыше 15 процентов своего веса, перестают менструировать, их гормональная секреция по ряду признаков возвращается к допубертатному типу.
Такое же влияние, даже без потери веса, может оказывать психический стресс. Например, у некоторых школьниц в период экзаменов менструальные циклы становятся нерегулярными, короче или длиннее, чем обычно.
Еще более изменчивы социальные аспекты пубертата: сроки и темп полового созревания у данного конкретного поколения и их совпадение во времени с определенными социальными условиями и жизненными событиями — переходом в другую школу, завершением образования и т. п.

Чрезвычайно важна и субъективная, психологическая сторона: как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает пубертатные события — менархе, ночные поллюции, изменение своего телесного облика, подготовлен ли он к ним, вызывают ли они у него испуг или радость и т. д.
Это зависит как от социальных условий развития, включая половое просвещение, так и от индивидуальных особенностей подростка.
Хотя темп собственного полового созревания влияет на сексуальное поведение подростка, оно в гораздо большей мере зависит от других факторов.

Американские специалисты обследовали 7,5 тысячи подростков, сопоставив данные объективного врачебного осмотра с результатами интервьюирования.
Оказалось, что возраст, когда подростки начинают ухаживать и назначать свидания, статистически связан с уровнем их индивидуального полового созревания, но зависимость этого от хронологического возраста значительно выше.
То есть подростки начинают ухаживать не столько вследствие собственного сексуального напряжения, обусловленного половым созреванием, сколько в соответствии с культурными нормами своей возрастной группы, школьного класса, которые диктуют: надо ухаживать, пора влюбяться!

Процесс полового созревания вызывает множество психологических проблем и трудностей.
Прежде всего, подросток вынужден заново оценивать — и иногда переоценивать! — свою половую идентичность с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о маскулинности и фемининности.
Особое значение приобретает при этом его быстро меняющийся телесный облик.
Распространенные в переходном возрасте тревоги по этому поводу, нередко принимающие форму так называемого синдрома дисморфомании , чаще всего связаны именно с половыми признаками.
Таковы тревоги по поводу избыточного веса (толщины), недостаточного роста (у мальчиков), гинекомастии (увеличения грудных желез по женскому типу у мальчиков, часто наблюдаемое в период пубертата), гирсутизма (оволосения тела по мужскому типу у девочек), слишком короткого полового члена (помимо больших природных вариаций, сказывается оптическая иллюзия: собственный член мальчик видит сверху, а чужой — сбоку, поэтому он кажется длиннее) и т. п.

Половое созревание протекает крайне неравномерно.
Мальчики, которые отстают в половом развитии, испытывают по этому поводу сильное беспокойство и с завистью смотрят на более маскулинных сверстников.
Бывает и наоборот. Однажды на турбазе, где отдыхала команда подростков из какого-то спортобщества, я обратил внимание на щуплого пятиклассника, который мылся в душе, не снимая плавок.
-Ты чего-то стесняешься? — спросил я.
-У меня там растут волосы,
-Это же вполне нормально, ты видишь то же самое у других ребят,
- Да, но они большие, а я еще маленький.

Некоторые мальчики ужасно стесняются своих эрекций, возникающих в самых неподходящих ситуациях, им кажется, что все их замечают.
Некоторые девочки стесняются роста грудей и начала менструаций.
Бестактные шутки и замечания взрослых или сверстников по этим поводам переживаются подростками остро и болезненно.
Украдкой, но очень внимательно подростки разглядывают своих сверстников, а также старших и младших.
Иногда происходят настоящие конкурсы, длина членов измеряется с помощью линейки (способ, прямо скажем, не слишком надежный).
Застенчивым подросткам и тем, кто страдает каким-то действительным или мнимым физическим недостатком, такие ситуации мучительны.
Они сопровождаются грубыми шутками, а в случае уклонения осмотр может быть произведен насильственно (это иногда делается и в более старших возрастах, в общежитиях или в армии).

Мастурбация: не стоит творить мифы


Самая массовая форма сексуального удовлетворения в подростковом и раннем юношеском возрасте — мастурбация (самоудовлетворение, онанизм).
Европейская мысль XVIII — XIX веков считала ее страшным и опасным пороком, приводящим к ослаблению памяти и умственных способностей, безумию и, конечно, импотенции. Все это полнейший вздор.

Убеждение, что мастурбация вызывает безумие, родилось из наблюдений в психиатрических больницах, обитатели которых часто и подолгу мастурбируют на глазах у персонала.
Но у душевнобольных отсутствуют моральные запреты и нет других способов сексуального удовлетворения. Навязчивая мастурбация не причина, а следствие их состояния.
Что же касается импотенции, то, по данным Г. С. Васильченко, больше всего мастурбантов встречается среди сексуально здоровых, а самый высокий процент никогда не мастурбировавших — среди мужчин, страдающих наиболее тяжелыми расстройствами потенции.
У женщин, занимавшихся мастурбацией до начала половой жизни, сексуальная холодность и аноргазмия встречаются втрое реже, чем у никогда не мастурбировавших.

В подростковом и раннем юношеском возрасте мастурбация является массовой.
У мальчиков она быстро нарастает после двенадцати лет, достигая своего пика в пятнадцать-шестнадцать лет, когда ею занимаются 80—90 процентов мальчиков.
Девочки начинают мастурбировать позже и делают это реже; тем не менее, по данным В. В. Данилова (1982), к 13,5 года опыт мастурбации имели 22, к 15,5 года — 37,4,. к 17,5 года — 50,2, а к 18,5 года — 65,8 процента опрошенных девушек-студенток.
Подростковая мастурбация служит средством разрядки сексуального напряжения, вызываемого физиологическими причинами (переполнение семенных пузырьков, механическое раздражение гениталий и т. п.).
Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои потенции, получить удовольствие и т. д.
У большинства мальчиков первое семяизвержение происходит именно при мастурбации.
Чем раньше созревает подросток, тем вероятнее, что он будет мастурбировать, других способов сексуального удовлетворения у него нет.

Интенсивность, частота мастурбации индивидуально варьирует, но у мужчин она гораздо выше, чем у женщин.
Как писал ленинградский сексопатолог профессор А. М. Свядощ, умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной .
Подростковая и юношеская мастурбация — явление не столько физиологического, сколько психологического порядка.

Оргазм, достигаемый при мастурбации, неполноценен в том смысле, что сексуальное удовлетворение замыкается на самом субъекте; онанизм лишен коммуникативного начала, составляющего важный компонент взрослой сексуальности.
Мастурбация закрепляет в сознании подростка представление о сексе как о чем-то «грязном» и низменном, а доступность этого способа сексуального удовлетворения может тормозить вступление юноши в более сложные и проблематичные парные отношения.
Мастурбация часто сопровождается яркими эротическими образами и фантазиями, в которых подросток может выбирать любых партнеров и ситуации.
Условно-рефлекторное закрепление этих фантастических образов иногда создает у юноши своеобразный, весьма нереалистический эталон, по сравнению с которым реальный сексуальный опыт, на первых порах почти всегда сопряженный с трудностями, может разочаровать его, толкая к продолжению мастурбационной практики.
Наконец, самое важное: древние табу и представления о порочности и опасности мастурбации глубоко сидят в сознании подростка, оставляя у многих чувство вины и страха перед последствиями.
Мальчики знают, что мастурбация — явление массовое.
Тем не менее они стыдятся этой дурной привычки и тщательно скрывают ее.
Пытаясь бороться с ней, подросток обычно, как миллионы людей до него (но он этого не знает), терпит поражение.
Это вызывает у него сомнение в ценности собственной личности и особенно своих волевых качеств, снижает самоуважение и побуждает воспринимать трудности и неудачи в учебе и общении как следствия своего порока.

К сожалению, в России практика запугивания подростков продолжается.
Руководитель Центра нетрадиционной педиатрии Солнышко писатель Борис Камов сообщил в 1994 г. широкой общественности, что все беды современных мужчин проистекают от онанизма, который из корысти пропагандируют злонамеренные сексологи.
А вот про древних китайцев, которые вместо занятий онанизмом заботились о своем здоровье, имеются данные, что основоположник одной из китайских научно-оздоровительных систем прожил восемь столетий. Это означает: если бы основатель Москвы князь Юрий Долгорукий стал бы заниматься в молодости по этой системе, он мог бы дожить до наших дней . И занимал бы место Юрия Лужкова. Видите, как все просто?

Между тем никаких оснований пересматривать сложившиеся в науке взгляды на мастурбацию нет.
В 1988 г. американские психологи опросили 280 студентов в штате Вермонт (довольно консервативный штат), занимались ж они мастурбацией до 13 лет, от 13 до 15 лет и в настоящее время.
Хотя отвечать на подобные вопросы трудно и неприятно, опыт мастурбации признали 81 процент мужчин и 45 процентов женщин.
Как и предполагалось, мальчики начинают мастурбировать раньше девочек и делают это в три раза интенсивнее.
Но когда наличие предподростковой и подростковой мастурбации сопоставили с последующим сексуальным поведением испытуемых (наличие половых сношений, степень сексуального удовлетворения, сексуальная возбудимость и наличие сексуальных трудностей), никакой связи между тем и другим не обнаружили. Это значит, что ранний мастурбационный опыт не оказывает на сексуальную жизнь молодых взрослых ни благодетельного, ни вредного влияния.
Так что не трепыхайтесь сами и не запугивайте своих детей.

Применительно к подросткам и юношам тревожить должен не сам факт мастурбации (она массовая) и даже не ее интенсивность (индивидуальная норма связана с половой конституцией), а только те случаи, когда мастурбация становится навязчивой, вредно влияя на самочувствие и поведение. Однако и в этих случаях онанизм не столько причина плохой социальной адаптации, сколько ее симптом и следствие.
Это имеет принципиальное значение для педагогики.
Раньше, когда мастурбация считалась причиной необщительности, замкнутости подростка, все силы направляли на то, чтобы отучить его от этой привычки. Результаты были, как правило, ничтожны и даже отрицательны.
Сейчас поступают иначе.
Вместо того чтобы втолковывать подростку, что плохо быть онанистом,— это только увеличивает его тревогу,— пытаются тактично помочь занять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь интересным делом.
Как показывает опыт, эта позитивная педагогика гораздо эффективнее.

Источники:

  1. Кон И. Вкус запретного плода - Семья и школа № 11, 1995 г.
  2. Стегно Ю. Про ЭТО: простые правила обсуждения вопросов пола с детьми. // Домашний очаг. – 2008. - № 2. – С.102-103.
  3. Стегно Ю. Сигарета в кулачке // Домашний очаг. – 2004. - № 1. – С.118-121.
  4. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М.: АСТ-Пресс, 1998. – 288 с.