Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Подготовка к школе

Да что же он пишет! А что он слышит?


Не стоит, наверное, лишний раз напоминать: от того, как вы подготовите к учебе в школе свою дочку, своего сынишку, зависят их успехи не только в начальных классах, но и позднее.
Посмотрим, какие трудности поджидают неподготовленного ребенка в начале первого класса, что может выявиться к концу учебного года.
Лакмусовой бумажкой послужат нам тетради по правописанию.

Мы столкнемся с нелепыми, на первый взгляд, невероятными ошибками.
Мы увидим:

  • пропуски букв и даже слогов в словах из пяти-шести букв (коша — кошка, дево — дерево и т. д.),
  • перестановки букв (вместо все — све ),
  • замены букв: соныско (солнышко), ключок (крючок), самок (замок), пабушка (бабушка), майчик (мальчик) и т. д.

Больше того, многие дети не чувствуют границ слов в предложении и могут написать слитно два-три слова; наиболее часто слитно с существительными пишутся предлоги в, к, на, по и другие.
А иной раз встречается в тетради такой сложный набор букв, что и не продерешься к смыслу написанного.
А почерк! Что за почерк! Курица лапой писала!
Чем это объясняется и как предупредить трудности овладения звуко-буквенным анализом состава слова?

Корни трудностей овладения структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до пяти-шести лет слышит слова и фразы как нечто единое; слухоречевая память помогает ему имитировать бытовую речь взрослых.
Кроме того, трудности часто объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам не освоили верное произношение многих звуков родного языка.
Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только звуков л и р , но и большинства свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш,ж, ч, щ), отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов этих звуков, отсутствие звонких согласных (в, б, д, з, ж, г) и т. д.

Причин возникновения дефектов произношения так же много:

  • нечеткая речь родителей, сюсюканье;
  • ослабленность ребенка из-за частых заболеваний ушей и носоглотки;
  • переучивание детей с признаками левшества с левой руки на правую, которое нередко приводит к задержке речевого развития в целом.

А в результате ребенок пишет, как говорит и слышит.
Что же делать родителям еще до школы?

Если у ребенка заметные трудности в произношении звуков л, р, свистящих, шипящих, звонких и глухих, обратитесь как можно раньше к логопеду.
Дети с исправленным произношением, как правило, успешно учатся в школе: у них в результате логопедических занятий рано развивается звуко-буквенный анализ состава слова.
Неумелое исправление родителями ребенка звуков р, л и некоторых других звуков нередко приводит к еще большим изменениям в худшую сторону.

Прежде чем учить ребенка писать печатные или прописные буквы, желательно чтобы он научился схематично рисовать солнышко, домик, елку, машину, умел размещать их на листе бумаги.
Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из квадратиков и треугольников.
Так он овладеет разными направлениями движения грифеля карандаша.
Элементы орнамента должны быть крупными, не менее двух-трех сантиметров в высоту и шести-семи — в длину.
Сначала штрихи будут выходить за границы квадрата, треугольника или круга; надо показать ребенку, что начинать работу следует не от центра фигуры, а от боковых линий, увеличивая и уменьшая размер штрихов.
После этого можно обратиться к книжкам-раскраскам.
Воспитание аккуратности в штриховке и раскрашивании приведет к свободному владению карандашом и облегчит ребенку в будущем написание прописных букв в школе.

Следите за чистотой своего произношения.
Не сюсюкайте («Ах, ты мой холосенъкий ). Ребенок, подражая такой речи родителей, закрепляет свое уже неправильное произношение.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую речь.

Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры (лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта).
Во время этих игр возрастает активность ребенка, расширяется его кругозор, голос становится более уверенным, ребенок учится подчиняться правилам игры.
В конце четвертого года жизни ребенка, а иногда и раньше, надо учить его выступать перед зрителями (бабушкой, отцом и другими членами семьи), петь песни, читать стихи, постепенно усложняя их подбор.
Это развивает память ребенка и позволяет предупредить у него возникновение страха перед классом или учительницей.

В возрасте четырех-пяти лет вы можете помочь ребенку начинать слышать отдельные звуки.
Как правило, легче всего ребенок начинает выделять из слова гласные а, о, у, и, которые произносятся всеми детьми правильно и легко напеваются в различных мелодиях.
Четкое напевание мелодий песенок с переходом с а на у , от у к и , от и к о и в любом другом порядке, хорошо бы закрепить, записывая эти звуки в тетради.
Такое четкое попеременное артикулирование гласных а, у, и, о является хорошей гимнастикой для укрепления мышц губ: ребенок впервые почувствует, осознает упругость движений своих губ.

По достижении пяти лет желательно перейти к утрированному (напряженному) произнесению также всеми детьми хорошо произносимых звуков м, п, б; н, д, т.
Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка.
Эти звуки записываются в тетради для подготовки ребенка к школе уже с известными ему гласными в виде слогов: ма, ам, му, ум и т. д.
Ребенок начинает читать слоги.
На эти звуки вы вместе с ребенком начинаете подбирать слова в начале слова, затем в конце и т. д. (мама, дом, папа, суп и т. д.).
Такие занятия надо проводить эпизодически и за столом, читая слова и слоги по тетради, и во время прогулок, подбирая слова на тот или иной звук.

Постепенно можно перейти к изолированному восприятию на слух звуков с, з, ш, ж, л, р с чтением этих звуков в слогах и коротких словах.
Дети не всегда знают, а точнее, совсем не знают, с какого конца начинается слово, поэтому советую вам первую букву слова и слога писать красным карандашом.
Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское тпру (для вибрации губ) и щелканье и цоканье языком (для упражнения мышц языка): эта игра в лошадки не только укрепит мышцы артикуляционного аппарата, но подведет ребенка к правильному произнесению звука р , если его еще нет в речи ребенка, позволит почувствовать мелкую вибрацию губ при произнесении звука в .

В пять — шесть лет с детьми можно проводить веселую игру на внимательность и вычленение слова из фразы на слух.
Вы задаете вопрос — ребенок поднимает руку или держит опущенной. Муха летает? (Рука поднята — да!) Птичка (воробей, голубь и т. д.) летает? (Рука поднята.)
Дом летает? (Рука опущена.) Рыбка летает? (Рука опущена.) Часто рука нечаянно взлетает вверх.
Это смешно, и ребенок учится быть внимательным, не спешить с ответом.

Затем можно также перечислять те предметы, которые плавают, бегают, летают, стоят, и наоборот, рассказать, что может случиться с предметом: он может идти (часы), упасть, разбиться и т. д.; также можно весело перебирать, что относится к посуде, еде, мебели, одежде и прочее.
В это же время пора учить ребенка не только делить слова на слоги, хлопая в ладоши, но и считать, сколько сделано хлопков, то есть сколько слогов в слове.
Так ребенок узнает от вас, что такое звук, слог, слово, гласные звуки, на которых легко петь, и согласные, не певческие, звуки, звонкие звуки и глухие звуки.

Пора купить или сшить кассу букв, магнитную или картонную азбуку, в которой красным карандашом написаны гласные, а другими цветными карандашами уже знакомые ребенку буквы, из которых он может с вашей помощью складывать слова из трех-четырех букв, свое имя, имена братьев, сестер и т. д.
Пора купить ребенку и букварь для дошкольников (Азбуку) и по-новому подойти к сюжетным картинкам, составляя по вопросам фразы из трех-четырех слов.
Кто? Что делает? Куда? Зачем? Сколько? (Один, два, три, много.) К кому? Что лежит в кармане? (В сумке, в столе, на столе, под столом?)
Так ребенок к шести годам начинает слышать предлог, обозначать его с помощью азбуки отдельно от существительного.

Кроме игр в лото с уточнением различных категорий предметов (обувь, одежда, птицы, рыбы, животные и т. п.), ребенка надо подвести к пониманию общего и частного: лицо — нос, уши, глаза; голова — лицо, лоб, затылок, темя (макушка), висок; тело — голова, руки, ноги и т. д.
Важно, чтобы ребенок умел искать предмет, определяя его по какой-либо видимой части или признаку, например, по кольцу — спрятанные ножницы, по кончику — карандаш, по тиканью — часы.

Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенка пересказать по вопросам (а затем — самостоятельно) сказку, небольшой, хорошо знакомый рассказ, содержание мультфильма (с обязательным употреблением имен героев сказки, упоминанием места, в котором происходит действие — в лесу, на корабле, дома).
Желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами подумал и не торопясь отвечал по наводящим вопросам.
Очень часто даже школьники-подростки, рассказывая о содержании фильма или понравившейся книги, пользуются только местоимениями, междометиями, и все эти рассказы звучат одинаково: Он его! А тот его!
Пусть ваш малыш не забывает, что у каждого человека, предмета или действия есть имя.
Воспитывайте культуру речи своего сына, своей дочки, расширяйте их словарный запас.

Источники:

  1. Бурлакова М. Да что же он пишет! А что он слышит? Семья и школа, № 10, 1996 г.
  2. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  3. Корнеева Е.Н. Детские капризы: что это такое и как с этим справиться? – Екатеринбург: У–Фактория, 2006. – 177 с.
  4. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького ребенка. – СПБ.: Речь, 2003. – 192 с.
  5. Степанов С.С. Нормальные проблемы нормального ребенка. – М.: Генезис,2000. -214 с.
  6. Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.
  7. Хэйм Дж. Дети и мы: новые решения старых проблем. – СПб.: Кристалл, 1996. – 465 с.