Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Подготовка к школе

Путешествия по карте школьной зрелости


У меня не получится...

Нарисуй, пожалуйста, зверя, какого никогда на свете не было. Выдумай его сам и нарисуй .
Я не умею... У меня не получится... Можно, я нарисую мышку?
Мышки уже на свете существуют. Придумай своего собственного зверя, кого никто до тебя выдумать не смог!
Эта сценка разыгрывается в кабинете школьного психолога нередко. Любого ребенка через одну-две минуты удается уговорить взяться за карандаш.
А дальше напряженно ждешь: что же появится из-под карандаша?

Случай первый.

Ребенок рисует существо невиданное, чрезвычайно нестандартное, но с мышиными ушками — и рассказывает захватывающую фантастическую историю о его удивительном образе жизни.
Сомневаться в творческих способностях ребенка, в богатстве его воображения — не приходится.
Однако настораживает первая реакция на новое задание: У меня не получится...
Произнесено это было боязливым шепотом, лицо опущено, голова втянута в плечи, руки прижаты к груди...

А на рисунке — крошечное существо, забившееся в левый нижний угол листа, грустно-синее и совершенно беззащитное.
И главная тема в рассказе об этом существе — как оно ищет друга и не может найти, потому что вокруг столько опасностей.
У меня плохо получилось... Я не умею сочинять сказки ,— со вздохом закончил свою грустную историю талантливый сочинитель.
По лицу сидящей рядом молодой мамы видно, что она искренне сопереживала рассказу сына.
В чертах характера изобретенного им фантастического существа она узнавала черты самого изобретателя — беспокоящие ее до такой степени, что она обратилась за консультацией к психологу.
Боюсь, когда он пойдет поступать в школу, толком ничего ответить не сможет. Будет смущаться и забудет все, что выучил. А вдруг его спросят то, чего он еще не знает?
Тогда совсем растеряется. И мне говорили, что родителей не пускают на экзамен. Я не уверена, что правильно поступаю, отдавая его в лицей.
Но мне кажется, он мальчик способный. Впрочем, мамам их дети всегда кажутся необыкновенными...

Робкий мальчик понемножку осваивается, начинает улыбаться, соглашается порешать трудные задачки...
И — отлично справляется с ними, обнаруживая прекрасную память, развитое логическое мышление, незаурядную эрудицию, способность решать и нестандартные задачи, требующие творческого подхода, и те, где требуется тщательное воспроизведение заданного образца или правила.
Успехи налицо — но вся эта работа идет под аккомпанемент сомнений в своих силах и возможностях.

Случай второй.

Из-под карандаша выходит мышка. Милая, недурно нарисованная, хорошо вписанная в лист бумаги и даже не вполне обыкновенная: у нее выросли рожки.
В рассказе о ней ребенок, уже освоившийся в новой обстановке, бойко сообщает, что она любит сыр, боится кошек, живет в норке со всей мышиной родней, а больше про нее ничего не известно. Зачем ей рожки?
Могут пригодиться, если в их нору залезет мышь из другого дома.
Этот мальчик перед работой тоже утверждал, что у него не получится. Это было честным предупреждением: он и в самом деле не умеет сочинять.
Но — ни тени тревожности и неуверенности в своих силах! Те задания, которые ему кажутся знакомыми, он выполняет напористо и успешно.
Новые, нестандартные задания вызывают некоторые трудности и непременный вопрос: А как это надо делать? . Но с небольшой помощью мальчик выполняет и трудные задания.

Никто не может предсказать школьные судьбы этих двух мальчиков, начавших разговор с психологом одинаково: Я не умею .
Ясно одно: их школьные биографии сложатся по-разному, ибо за контурами их поведения скрываются различные источники будущих школьных трудностей.
В карте школьной зрелости в строке Картина недоразвития в одной из клеточек вы найдете запись: Неверие в свои силы .
Проблемы первого ребенка лежат здесь — и возникли они, выходит, еще тогда, когда ему не было года.
Проблемы второго мальчика — из другой клеточки нашей карты: Бедная фантазия (та же строка, столбец До школы ). Что это значит?

В течение первых месяцев жизни складывается тот тип отношений, который составляет основу всего дальнейшего развития.
Такого рода отношения мы называем любовью.
Потребность в любви существует и развивается у человека пожизненно; и не приведи Господь, если в каком-то возрасте пересохнет или обмелеет этот канал, постоянно подпитывающий доверие человека к себе, к другим людям и всему миру.
Неужели у робкого и талантливого мальчика из нашего первого рассказа — недостаточно любящая мама?
Ничего подобного: эта мама живет и дышит своим сынишкой. Чем же тогда объяснить, что мальчику заметно не хватает уверенности в себе?
Куда легче понять неверие в себя и недоверие к другим у детей из «трудных семей», переживших развод родителей, отверженных, непонятых, знакомых с агрессией...

Чего же не хватает этому мальчику, чтобы смотреть на мир без боязни? Пожалуй, только одного: мама должна видеть мир достаточно безопасным для такого прекрасного существа, как ее сын.
Вместо постоянного напутствия: Вперед, мой мальчик! Я верю в тебя. И я не подведу — каждый шаг ребенка по жизни сопровождается столь же постоянным предупреждением: Здесь опасно. Можно ошибиться или ушибиться!
В конечном итоге, не столь важно, от кого ребенок узнает о ненадежности мира и людей — от вечно трепещущей и бесконечно любящей мамы или от вечно пьяного и реально опасного отца.

Значимо и существенно одно: если ребенок переступает школьный порог, не чувствуя безопасности мира, уверенности в себе и надежности домашних тылов, то его школьная биография, скорей всего, сложится не лучшим образом.
И самое печальное: по-настоящему помочь такому ребенку не сможет ни самый одаренный педагог, ни самый профессиональный психолог.

В ближайшие пять-шесть лет рана может быть залечена лишь той рукой, которая эту рану нанесла: родительской.
Второму мальчику, вроде бы, помочь легче: у него явно не пострадала стойкая уверенность дошкольника в своих силах.
Он прекрасно освоил подражание культурным образцам.
Чтобы его школьная биография сложилась наилучшим образом, ему осталось освоить еще путь творческого созидания.
Но — легко сказать освоить .
Беда в том, что дошкольная жизнь в самой своей лучшей, творческой ипостаси прошла, проскочила мимо этого ребенка.
Мы не научили его любить творчество, не воспользовались периодом всемогущей раскрепощеннейшей фантазии, а сразу загнали человека в шаблон, не позаботились о развитии комбинаторских способностей, тяги к творческому фантазированию, не открыли ребенку возможность передавать свои чувства и настроения, эмоциональные состояния и переживания в символической художественной форме.
И, как ни крутись, если говорить совершенно честно, что с возу упало, то... надо вернуться и поднять.
Поэтому всегда есть, как минимум, два пути: первый для тех, кто еще ничего не отнял у своего дошкольника, потому что не успел, а второй для тех, кто успел, но хотел бы как-то залатать зияющую дыру.

В чем состоит сходство этих путей?
В том, что ничего лучшего, нежели живопись, рисование, лепка, сочинение историй, постройка воздушных замков из строительных кубиков — человечество не придумало для младшего школьника.
А разница в том, что первый из наших дошкольников самопроизвольно готов быть автором своих произведений, он природно этого не боится и хочет (я сам! ) писать картину, сочинять сказку, придумывать игры, ибо все это — его мир.
Он знает (если, конечно, мы не обесценим его знание) и верит (если его не разуверить), что он умный, хороший, любимый и очень творческий художник, архитектор, строитель, актер.

А второй — тот, кто фантазировал-фантазировал и придумал мышку с рожками — хочет действовать и быть только как надо , как правильно .
Он не успел влюбиться в свои фантазии, он знает и верит, что взрослые всегда правы.
И значительно удобнее все делать вместе с ними, делать как они — и не стараться сделать лучше них.
Чем старше ребенок (а порог — школа), тем труднее вернуть его на тропинку творчества.
Но без творчества жизнь теряет важнейшие краски...
Если мы с этим согласны, можно переходить в область рецептов и лекарств.

Рецепт первый: конструирование.
Принимать два раза в неделю по 30 минут, а если понравится — можно и чаще.
Вам потребуется обычный строительный набор, в котором есть параллелепипеды, кубы, конусы, призмы, цилиндры и т. д.
Затем — листы бумаги, карандаши и, если удастся найти, набор шаблонов с прорезями в форме геометрических тел: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг.
Хорошо бы иметь альбомы по архитектуре разных времен и народов; но можно обойтись и фотографиями.
Важно, чтобы детали строительного набора были кратны друг другу и, таким образом, взаимозаменяемы.

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК.
Вот графический план-схема дома.
Надо только придумать, из каких деталей его можно построить.
Останется решить, какой из них выбрал бы Джек. Чем больше домов — тем богаче выбор.

КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ, КТО В БАШНЕ ЖИВЕТ.
Варианты башен, вам надо придумать: из чего их можно построить, кто в них живет и почему.
Какая башенка для Бармалея, какая для Мальчика-с-пальчика, какая для Белоснежки...
Героев и башни можно множить сколько угодно; схематический план их жилища (вид спереди) ребенок должен сделать сам или вместе с родителями.
А можно сделать так, чтобы кто-то из детей чертил план башни для Пьеро как архитектор, а другой по этому плану строил как строитель.
А потом можно пригласить того персонажа, для которого проектировали и построили башню и спросить его: все ли правильно, так ли он заказывал?
Найденные ошибки легко устранить на плане карандашом, а в постройке заменить одну деталь на другую.
Помните, что башни бывают разные: высокие, толстые, с воротами, с разными вершинами и т. д.

Рецепт второй: изобразительное искусство. Принимать сколько душе угодно.

МОЙ МИР В ЦВЕТЕ.
Для этого вам потребуются большие листы бумаги или куски старых обоев, мольберт или доска, на которую прикрепляется бумага, а также гуашь или акварель, щетинные толстые кисточки, тонкие волосяные кисточки, губка.
Бумагу, перед тем как начать рисовать, надо смочить водой и писать по-мокрому.
Важно, чтобы была приглашена сказочная Фея творчества, которая приходит неслышными шагами, касается всего своей волшебной палочкой.
То, чего она коснулась, оживает...
Бумага уже не просто бумага, а волшебное окошко. Его надо распахнуть — тогда появится другой, живописный мир, мир души. Задача: нарисовать книжку с двумя картинками — холодная зима и жаркое лето или теплый летний вечер и ясное зимнее утро...
Нужно писать только цветом, не изображая предметов — только настроения, воспоминания, впечатления.
И по мокрой бумаге поплывет кисточка, появится первое густое красочное пятно, его разводы и переливы, потом второе пятно присоединится к первому, они сольются и разойдутся, и наконец откроется все окошко.
Останется придумать название: например, Я, лето и ночь — и подписать работу именем художника.
А когда она просохнет, повесить на стену, чтобы все видели и могли любоваться. Работа уже сама будет жить на стене и своей энергетикой наполнять жизнь дома.
Задания желательно иметь парные, контрастные и обращенные к личному опыту ребенка: грустный день и веселый день, летний дождик и осенний дождь, теплый ветер и буря, тихая музыка и громкая музыка и т. д.
Неправильных ответов не бывает—у каждого ребенка свой веселый и грустный день.
А если в чем ребенку и надо помочь, так только в том, чтобы он не забывал полностью распахнуть волшебное окошко.
И тогда Фея придет обязательно, живительная сила цвета коснется самых укромных уголков души... А вы вернетесь в сказку вашего детства.

КТО В ОБЛАКЕ ЖИВЕТ, ИЛИ ТАЙНА ЦВЕТОВОГО ПЯТНА.
Для этой игры вам потребуются облака (кучевые или перистые) и — запас фантазии.
Задача: угадать, на что похоже проплывающее мимо нас облако и сказать почему. Вариантов может быть сколько угодно: выигрывает тот, кто придумает их больше.
В небе мимо нас проплывают корабли и каравеллы, летают драконы и Змеи-Горынычи, Русалки и Винни-Пухи, что уж говорить про Хрюшу или Зайчика, Ворону и Лисичку...
А вот когда наиграетесь — вы сможете так же успешно разгадывать тайну цветового пятна.
Нужно снова приготовить волшебное окошко: обязательно — мокрая бумага, гуашь, хорошо размешанная и сочная, две кисточки, тонкая и толстая.
И появляется яркое и очень колючее цветовое пятно, оно разрастается, ощетиниваясь колючками во все стороны.
Остается только найти спрятанный в нем любопытный нос и дате выглянуть глазам- бусинкам и коротким лапкам.
Наш ежик прибежал и стал искать блюдечко с молоком; попоите его — и картина готова. В пятне живут и хитрая лиса, и пушистый заяц, и хитрая ворона...
А кто еще — угадайте сами. Главное — найти сначала что-нибудь одно, например, ухо слона; а уж за ухо можно вытащить и голову, и длинный хобот, и короткий хвост, и слоновью улыбку.
Тайна цветных пятен — в умении видеть, вглядываться, «узнавать» и находить сначала какой-нибудь признак, элемент, деталь, а затем вытягивать целиком того, кто прячется в пятне...
В такой игре вы можете пригласить в гости всех обитателей лесов, полей, морей, небес и сказок.

КУХОННЫЕ ВИТРАЖИ.
Потребуется кронная дверь со стеклом, гуашь, кисточки — и отчаянная решимость украсить жизнь на кухне.
А дальше возможны любые варианты: от готических соборов, нанесенных на стекло, до любого орнамента или беспредметной композиции, от весенних бабочек до новогодней елки со Снегурочкой.
Прозрачное стекло, если его превратить в витраж, пропускает солнечные лучи — и кухня наполняется теплым, веселым и ярким светом.
Такой витраж можно менять к каждому празднику, он легко отмывается теплой водой с мыльным порошком, а его замещает новый.
Особенно хорошо витраж гармонирует с другими кухонными аксессуарами — из обычной бутылки, если ее расписать акварелью, можно сделать вазу для цветов, а на стену пойдет расписная тарелка, которую для прочности изображения можно покрыть бесцветным лаком.
Раскрашенная жизнь на кухне любезна не только глазу, но и сердцу домового, который там живет.

ДОРИСУЙ СВОЮ СКАЗКУ.
Для этого потребуется большой лист бумаги (оберточный крафт или старые обои, картон или ватман) и цветные мелки, фломастеры, карандаши, пастель — все, чем можно быстро и ярко рисовать.
В эту игру могут играть ребенок и взрослый или несколько детей.
Самое главное — сказать первые волшебные слова: В некотором царстве, в некотором государстве...
А дальше может происходить все что угодно: Жил мальчик Петя — и рисуется Петя, лохматый, в доспехах, и с саблей, и с большими кулаками. И решил мальчик Петя поехать в Африку на большом Корабле — дорисовывается корабль, который держит путь в Африку по морю-океану.
Какой нарисуете — на таком и поплывете; а океан рисовать может каждый, кто любит приключения и пиратов: По дороге мальчику Пете встретился корабль с Веселым Роджером и страшными пиратами, которые решили помешать Пете доплыть до Африки .
Такая дорисованная сказка очень красива, по ходу рисования она обогащается подробностями, воплощается и переживается и в цвете, и в эмоционально насыщенном слове...
Конца сказки никто не знает, непредсказуемы драматические повороты в судьбе ее героев...

ЗАДУМАЙ - УГАДАЙ.
Эта игра строится по законам детектива — нужны вырезанные фигурки разных размеров, цветов и форм, можно правильных геометрических: квадраты, круги, прямоугольники, треугольники...
А можно включать любые дополнительные элементы совершенно произвольной формы, вырезанные специально для того, чтобы реализовать замысел.
Задача: с помощью такой склеенной картины передать какое-то сообщение, или какую-то идею, или настроение.
Автор или авторский коллектив задумывает его и передает в аппликации, заведомо зная название,— а зрители должны угадать, какое название или сообщение у этой композиции.
Она может быть как предметной, так и беспредметной.

СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ.
Для этой игры потребуются пластилин, глина или оконная замазка, которая густеет.
В каждом материале есть своя прелесть. Пластилин легко разминается и меняет форму, он цветной.
Глина опрятна в работе и, высохнув, сохранит форму, ее можно расписать — как и оконную замазку.
Еще потребуется книга Бориса Заходера — та самая, в которой живут Корортотам и другие разные.
Остается только выбрать героя и слепить его.
Лепить лучше из целого куска, постепенно, приглядываясь, кто в нем живет .
А потом, если потребуется, из маленьких кусочков слепить ему глаза, шляпу или еще что-нибудь, что бы он хотел иметь .
Если вам не подходят персонажи Заходера, можете придумать героев сами. Страна Вообразилия — великая страна, в ней гуляют самые разные герои, всем найдется место, цвет и форма.

ЧЕПУХА, ИЛИ ХОРОШИЙ БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
Для такой игры годится все: фантики, пробки, желуди, шишки, опавшие листья, особенно хорош и старые пуговицы...
Вам потребуется картонка, клей, пластилин — и несколько хороших идей.
Например, вы задумали коллаж под названием Хорошее настроение , или Приключения еловой шишки .
Дальше надо отобрать то, что вам может пригодиться, и скомпоновать на листе так, чтобы это отражало вашу замечательную идею, потом все наклеить или закрепить пластилином — и придумать не менее замечательное название.
Коллаж готов! Смышленый ребенок непременно заведет большую картонную коробку, чтобы собирать туда те драгоценности, которые валяются на улице, приносить камешки с прогулок, откладывать цветные фантики и обертки.
Такой склад полезных вещей всегда сослужит свою добрую службу!

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.
ЭТОТ волшебный сундучок наполнен разными развлекательными вещами: тряпочками, лоскутиками, аксессуарами сказочных персонажей — коронами, бусами.
В нем могут храниться золотой ключик и маски, словом, все, что может понадобиться для розыгрыша сказки — и знакомой, и своей собственной, которая придумывается по ходу игры.
А когда сказка разыграна, ее можно нарисовать: пережитая, она и содержательно насыщенней, и изобразительно богаче, ярче.
Такой сундучок принадлежит другому — творческому, необыденному пространству, он изменяет видение мира.
Это настоящее богатство не только для игры, но и для целого спектакля, который ставится ко дню рождения, к новому году или специально задуманному маскараду.
Спешите завести такой сундучок и достойно украсить его!

Рецепт третий: танцы, танцы, танцы.
Принимать в любое время суток, при наличии свободного времени у мамы. Полезно и взрослым, и детям.

Я ТАНЦУЮ МУЗЫКУ.
Нужны пластинки, не обязательно много, но разные по настроению: быстрая музыка и медленная, веселая и грустная, плясовая и колыбельная.
Не нужно их все время менять: лучше, чтобы они стали хорошо знакомыми. Выберите любимые — и если вам нужен какой-нибудь элемент костюма к ним, возьмите в сундучке.
Задача: станцевать вместе с ребенком то настроение, которое вам несет музыка. Дело не в правильности движений, а в удовольствии — в том, что вы можете двигаться так, как вам хочется.
Душа танца найдет вас!

Я ТАНЦУЮ ГЕРОЯ. Для этого вам нужны пластинки сюжетно содержательные, выразительные, с характерными персонажами.
Например, Голубой щенок или Али-Баба и сорок разбойников , Алиса в стране чудес и т. д.
Голубой щенок и черный кот поют замечательные песни, разыгранные в пластическом движении.
Только прежде чем танцевать, вспомните, какие бывают черные коты, как они двигаются на мягких лапках, какие они хитрые и волшебные.
После этого включайте музыку; вы играете роли, и музыкальная сказка оживет в вашем движении.
Все выражается только жестом — никаких слов; вы не мама, а черный кот, а ваш сын — голубой щенок.
Живите жизнью ваших героев, радуйтесь и горюйте вместе с ними. Рецепт четвертый: книга Джакни Родари Грамматика Фантазии . Там все написано, как играть и во что.
Лучше придумать трудно; все, что писатель предлагает делать детям и взрослым, необыкновенно увлекательно.

Самая последняя рекомендация состоит в том, что рецептов может быть много; вы даже научитесь составлять их сами.
Основное правило такого рецепта — открытая творческая задача, где нет единого правильного ответа, а есть много одинаково ценных и интересных вариантов решения.
И задачи эти можно решать с ребенком до тех пор, пока он сам не станет их перед собой ставить.
И тогда он предложит вам свою дорогу в сказочный мир фантазии: Я хочу нарисовать то, чего на свете не было...

Источник:

  1. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  2. Сибли Л. Чувства разные нужны – чувства разные важны... М.: Триада, 1999. – 168 с.
  3. Хэйм Дж. Дети и мы: новые решения старых проблем. – СПб.: Кристалл, 1996. – 465 с.
  4. В. Брофман, Г. Цукерман. Путешествия по карте школьной зрелости. Семья и школа № 2, 1995 г.