Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Подготовка к школе

Успехи в школе

Методы хорошей учебы


Обучение тому, как учиться, происходит, когда умный ребенок еще очень мал, но результаты этого могут сказаться на решении любых задач на протяжении всей жизни.
Еще в раннем возрасте малыш может понять, что аккуратность и терпение легче позволят ему соорудить пирамиду из кубиков, нежели когда он будет раздраженно громоздить один кубик на другой.
Поняв это, ребенок и впоследствии воспользуется усвоенным знанием.
Позднее он поймет, что отношения с товарищами сложатся лучше, если он не будет вырывать игрушки у них из рук.
Потом он научится привлекать внимание педагога правильно поставленным вопросом; к детям, которые чересчур застенчивы, учитель не обращается, и это приводит к пробелам в обучении, но и те, кто слишком навязчив, могут раздражать учителя своим поведением и остаться без необходимого внимания.

Говоря о методах учения, я имею в виду формирование у ребенка способности самостоятельно учиться, хотя приобретение таких навыков очень полезно и старшим детям, и родителям .
Правильный подход к делу с первых дней в школе заметно сказывается на учебе, что впоследствии проявляется на экзаменах и при тестировании.
Навыки хорошей учебы, сформированные дома и в школе, сохраняют свою ценность для учащихся, и когда они поступают в высшие учебные заведения, и на протяжении взрослой жизни.
Но в школе этому обычно не учат, что довольно странно.
И большинству детей приходится полагаться только на себя.
Тем не менее, основы хорошей учебы легко усваиваются умным ребенком и приносят ему большое удовлетворение на практике.
Вот некоторые принципы, которые могут оказаться полезны в детстве.

Желание учиться

И снова вопрос мотивации остается ведущим. Связанные с этим проблемы довольно широко распространены.
Умные дети часто увлекаются отдельными предметами — скажем, естественными науками в ущерб гуманитарным — и потому отказываются сидеть и учить историю, как от них требуется.
Выясните, отчего это происходит; поговорите об этом с ребенком. Некоторые предметы можно без ущерба пройти сокращенно, механически, чтобы лишь обеспечить усвоение необходимых основ.
Но ребенок должен понимать, почему это так делается.
Такое освоение предмета должно приносить ему определенную пользу, а не просто быть уступкой родителям или данью школьным порядкам.
Умный ребенок в самом раннем возрасте способен понять, что, изучая жизнь других людей (историю и географию), он познает мир и тем самым учится обустраивать и свою жизнь, что язык помогает ему общаться, а вычисления — правильно расплачиваться.

Организация

Родители нередко считают, что учителя помогают детям дома осваивать учебные навыки.
Чаще всего это не так. Есть, конечно, домашние задания, но умные дети могут не желать их делать или бывают увлечены собственными интересами.
Любое дело наиболее эффективно, когда оно правильно организовано. Сначала лучше всего составить общий план того, что требуется сделать.
Ребенок должен научиться планировать свою программу, а затем прорабатывать детали — желательно таким образом, чтобы не расходовать энергию на постоянное переключение с одного вида умственной деятельности на другой.
Например, в средней школе ученик может планировать проверочную работу по химии, затем по физике, биологии, географии, истории и т. д.

Физические условия

Существуют две точки зрения на то, как шум влияет на обучение.
Некоторые утверждают, что не должно быть никакого шума, но другие лучше себя чувствуют при тихом постоянном фоновом шуме, вроде отдаленного гудения транспорта или приглушенной музыки.
Многие, например мои дети-подростки, говорят, что предпочитают заниматься под громкую музыку, но мне не верится, что в таких условиях у них это хорошо получается.

Плотная еда вызывает отток крови от мозга для обеспечения работы пищеварительных органов, и это вызывает сонливость; к такому же результату приводит горячая ванна и прием алкоголя: в обоих случаях происходит ослабление кровоснабжения мозга.
Слишком удобное кресло, слишком теплая комната, слабое освещение и недостаток свежего воздуха — все это также может отрицательно повлиять на обучение.
Постоянство обеспечивается тогда, когда занятия каждый раз проводятся в одном и том же месте, поэтому, если можете, обеспечьте ребенку определенное место для занятий.
Если ребенок может подойти к своему постоянному месту за столом, взять карандаш оттуда, где он его оставил, и вернуться к своим мыслям в том месте, где они прервались, то для него время вхождения в работу значительно сокращается.
Если рабочее место организовано таким образом, что ребенку лишь требуется его занять, то тогда процесс учения протекает почти автоматически.

Запоминание

Часто бывают серьезные причины, чтобы что-то забыть или запомнить неправильно.
Ребенок быстро забывает то, что находит неприятным или скучным.
Оглядываясь назад, вы можете припомнить, как, завершив какое-то дело, к которому надо было что-то выучить,— например, сдав экзамен,— вы словно все забывали, как только покидали экзаменационный класс.
И хотя это знание могло вам вскоре понадобиться, вы его полностью утрачивали.
С другой стороны, незавершенное дело обычно запоминается.
Поэтому и для детей, и для взрослых хороший прием обучения — в конце дня оставлять задание не совсем завершенным.
На следующий день вам будет намного легче вникнуть в него.

Чтение

Есть приемы чтения, при которых ускоряется усвоение и при которых читатель воспринимает идею автора быстро и правильно.
Тони Базэн в своей книге Думайте головой описывает много способов усовершенствования чтения и усвоения.
С опытом становится возможно воспринимать целые группы слов вместо того, чтобы прочитывать по отдельности каждое слово.
Тогда вместо чтения вдоль строчек вы можете просматривать страницу сверху вниз, схватывая ее содержание.
Если вам захочется просмотреть какую-то часть более подробно, вы всегда можете к ней вернуться.
К моменту поступления в среднюю школу умные дети уже вполне способны на такое быстрое чтение.

Как учиться?

  1. Детям нужно предварительно просмотреть материал, с которым предстоит работать, чтобы составить общее представление о том, что надо сделать.
    Усилия, направленные на определенный результат, лучше, чем бессистемный поиск.
    Например, маленькому ребенку надо предпринять усилие, чтобы выучить букву Б, вместо того, чтобы путаться во множестве букв.

  2. Старайтесь увязывать новый материал с тем, что ребенку уже известно.
    Например, плескаясь в ванне, Джон многое узнал о свойствах воды.
    Почему бы не продемонстрировать ему, как вода размещается на одном уровне в гибкой дугообразной пластиковой трубке.
    Это начальный этап познания физических законов.

  3. Усваивать легче целые разделы материала, нежели отдельные фрагменты, поскольку так нам легче запоминать.
    Пускай ребенок прочитает рассказ целиком, а не по частям.
    Приступайте к чтению, имея достаточно времени, чтобы не пришлось прерываться.
    Что касается более крупных рассказов, читайте их по главам, отведя на каждую определенное время.

  4. К словам и предложениям, которые не совсем понятны, следует вернуться, как только они прочитаны.
    Если вам кажется, что вы что-то поняли, но вы не вполне в этом уверены, гораздо легче забыть то, что предполагается выучить.
    Учащиеся младших классов быстро привыкают искать значения слов в словаре, если их этому научить.

  5. Детям постарше следует записывать своими словами краткое содержание того, что они прочитали или услышали.
    Это обеспечивает осмысленное понимание.
    Также учите их кратко выделять существенные моменты и принципы, чтобы дети по-настоящему их поняли.
    Полезно записывать основные факты о каком-то явлении на карточке, которая всегда имеется при себе.

  6. Детям надо вслух повторять выученное, даже самим себе.
    Таким образом легко выявляется то, что им не совсем ясно.
    Дети часто делают это самым естественным образом, если только не приучены стесняться говорить вслух наедине с собой.

  7. В затруднительных ситуациях, когда требуется запомнить несвязанные факты, полезно использовать мнемонические приемы.
    Правда, некоторые учителя считают, что такое механическое заучивание препятствует более глубокому пониманию.

Можно ли предсказать школьные успехи?


Пытаясь предсказать школьные успехи ребенка, мы сталкиваемся с проблемой, которая лежит между его способностью успешно учиться и реализацией его потенциала.

Тут возникает целый ряд но и если.
Невероятно трудно предсказать развитие какой-то способности, если для нее еще не было возможности проявиться.
К примеру, Ван Гог не имел возможности заняться живописью, пока не стал взрослым; сомнительно, чтобы кто-то мог в детстве предсказать его художественные успехи, к тому же из-за своего новаторского стиля он так и не был при жизни признан настоящим художником.
В разных школах даже в начальных классах преподают разные предметы и у детей развивают разные интересы.
Например, я однажды посетила начальную школу, в которой не было ни одного музыкального инструмента.
В то же время неподалеку находилась аналогичная школа, где свыше тридцати детей обучались игре на гитаре.
Разница состояла в том, что в первой школе никто из учителей не интересовался музыкой, а во второй работал энтузиаст, жаждавший разделить с детьми свое увлечение гита рой.
Понятно, что в первой школе среди детей не было ни одного талантливого музыканта.

Родители и учителя могут лишь догадываться, как пойдут дела у ребенка, на основании того, как он сейчас себя ведет.
Так, миллионам мальчиков еще в младенчестве предсказывалась блестящая карьера боксера или футболиста на основании того, как они вели себя в первые недели жизни.
Порой родители сильно желают, чтобы их ребенок, повзрослев, кем-то стал, и они выискивают — и находят — соответствующие черты еще в самом раннем возрасте.
Так, девочка уже к десяти годам может знать, что ей суждено стать врачом.
Действительно, она бинтовала ногу кукле и заклеивала пластырем палец брату. И для многих детей такие ожидания оправдываются, поскольку их никто не побуждал даже подумать о чем-то другом.

Предсказать будущие успехи в какой-то области лучше всего на основании наблюдения за тем, что хорошо получается у ребенка в настоящее время и насколько он стремится усовершенствоваться в этом.
Главное — это собственное стремление ребенка к успеху в данной области.
Пятилетний малыш, который любит играть с тестом, может и не стать пекарем, но если ему нравится лепить разные фигуры, это может привести к тому, что он станет скульптором.

Существуют психологические тесты, которые используются для предсказания будущих успехов ребенка.
Они основаны на обобщенных данных о том, как способности развиваются у множества детей.
По результатам тестирования достижения ребенка можно сравнить со всеми этими обобщенными данными. Но это не всегда срабатывает.
Каждый ребенок уникален и обладает собственным стилем развития, поэтому он может не удовлетворять тем ожиданиям, которые вычислены для него на основании результатов множества других детей.
Таким же образом построены и тесты интеллекта, основанные на принципах развития тысяч детей.
По этим тестам можно хорошо предсказывать успехи группы детей, например школьного класса, но в отношении отдельного ребенка их использование чревато ошибкой.
Так, многие дети со средним IQ слабо успевают в школе, однако добиваются успехов впоследствии.
Таким был Морис Сендак, писатель и иллюстратор детских книг. Он был очень умным мальчиком, но плохим учеником.
Он оставил школу и перепробовал множество профессий, пока не обнаружил свое призвание — писать и иллюстрировать рассказы для детей.
Он всегда делал это блестяще и с удовольствием, хотя в школе его талант не был признан. Сегодня он миллионер.

Вне зависимости от того, насколько хорош тест, на результаты конкретного ребенка может повлиять то, что происходило с ним в день тестирования.
Может сказаться и то, как ребенок относится к тестированию — напуган ли он или возбужден; то, как, по его мнению, к нему относится учитель — с любовью или неодобрительно; может сказаться самочувствие ребенка — здоров ли он или простужен, и т. п.
Результаты тестирования одного и того же ребенка могут отличаться в разные дни, они также могут меняться на протяжении жизни.
Например, IQ ребенка может значительно измениться за несколько лет, в зависимости от обстоятельств его жизни.
Иногда, когда умственное развитие ребенка задерживается, например, в условиях удручающей бедности, он может наверстать упущенное, если условия улучшатся.

Школьные успехи очень часто измеряются очевидными достижениями ребенка — такими, как оценки на экзаменах.
Но в школе ребенок усваивает гораздо больше — это умение учиться и критически мыслить, жизненные установки и ценности, которые проявятся лишь значительно позднее.
Умным детям запоминание фактов к экзамену может казаться скучным занятием, тогда как дискуссии им больше по душе.
Как следствие этого, у учителей может сложиться представление об их реальных возможностях, если только и учителя, и родители не замыкаются на экзаменационных оценках.
Предсказание по поводу отдельного человека — это всегда своего рода догадка, пускай и статистически оформленная или полученная на основе тонкой интерпретации поведения ребенка.

Что вы можете сделать для достижения успехов в школе

  1. Если вы высоко цените образование, то скорее всего такое же отношение будет и у ваших детей.

  2. Позаботьтесь, чтобы у ребенка было все необходимое дм учебных занятий — достаточно бумаги, карандашей, а также собственный уголок.

  3. Если ваш ребенок уравновешен, то ему, вероятно, будет легче учиться в школе.

  4. Если вы чувствуете, что ваш ребенок готов к тому, чтобы пойти в детский сад, подыщите для него подходящий.
    Если поблизости нет детского сада, узнайте, не работают ли в вашем районе самодеятельные игровые группы.
    В них малыши получают очень ценный опыт.

  5. Сотрудничайте с педагогом ради наилучших достижений вашего ребенка.
    Если вы считаете, что учитель недооценивает ребенка, обсудите с ним, что вас беспокоит.
    Если вы сами станете учить ребенка в противовес тому, чему его учат в школе, это может ему только повредить.

  6. Эмоциональная поддержка близких неоценима для умного ребенка, который старается хорошо учиться, особенно если одноклассники не одобряют его особого старания.

  7. Старайтесь, чтобы ваши ожидания относительно ребенка соответствовали его возможностям.
    Искусство состоит в том, чтобы ребенок не ставил перед собой завышенных целей, обрекающих его на неудачу.
    Например, не пренебрегайте книгами для чтения, даже если считаете своего ребенка очень умным.
    Хоть он, может быть, и умеет бегло читать, ему тем не менее нужно пройти все необходимые ступени.

  8. Хоть это и нелегко, старайтесь поддерживать у ребенка интерес к тому, чему он должен научиться.
    Ничто так скоро не убивает желание учиться, как скука. Знание должно соответствовать возможности его усвоить.

  9. Допустите для вашего ребенка возможность споткнуться на пути познания.
    Старайтесь не поправлять мелкие грамматические ошибки, когда ребенок вам что-то рассказывает.

  10. Вознаграждайте хорошую учебу одобрением, а порой и подарком, но только когда ребенок заслужил это своим усилием. Награда без причины бесполезна.

  11. С самого начала учите детей учиться на основе тех принципов, которые изложены выше.

  12. Поощряйте детей осуществлять свои идеи в меру их возможностей.

  13. Демонстрируйте родительскую заинтересованность в делах вашего ребенка.
    Водите его в музеи и в исторические места, чтобы расширить его интересы.
    Но не переусердствуйте: руководствуйтесь именно интересами ребенка, а не своим стремлением быть хорошими родителями.

Источники:

  1. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  2. Корнеева Е.Н. Детские капризы: что это такое и как с этим справиться? – Екатеринбург: У–Фактория, 2006. – 177 с.
  3. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького ребенка. – СПБ.: Речь, 2003. – 192 с.
  4. Степанов С.С. Нормальные проблемы нормального ребенка. – М.: Генезис,2000.-214 с.
  5. Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.
  6. Хэйм Дж. Дети и мы: новые решения старых проблем. – СПб.: Кристалл, 1996. – 465 с.
  7. Фримэн Джоан Успехи в школе. Семья и школа № 10 , 1996 г.