Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Воспитываем ребенка правильно

Болтливый ребёнок

Как надоедает матери ребёнок, болтающий без умолка с утра до вечера!
Представьте себе кучку детей, извергающих с быстротой молнии целые потоки слов: губы их дрожат, все личные мускулы в сильном движении, беспорядочный говор их сопровождается жестами рук и ног, и все тело их находится в неестественно-возбужденном состоянии.
Представьте себе их голоса, то понижающиеся до шепота, то вдруг повышающиеся почти до крика, причем каждый беспрестанно перебивает другого,— и вы поймете жалобы матери, постоянной свидетельницы таких сцен, вы согласитесь, что ее домашняя жизнь имеет мало покоя.

Только те часы, которые ребенок проводит в школе, облегчают немного положение матери и дают ей возможность свободно вздохнуть.
Но вот школьные часы прошли, ребенок возвращается домой — и опять начинается то же. Чтобы оградить себя от докучливой болтливости, она иногда приказывает замолчать.
Ребенок, правда, повинуется этому приказанию, но не надолго: спустя некоторое время он снова нарушает спокойствие матери — да и может ли быть иначе у здоровых, впечатлительных, подвижных детских натур...

Но, кроме беспокойств, которые причиняются болтливостью ребенка матери, или вообще воспитателю, это качество имеет и другие дурные стороны; особенно тяжелы последствия, на которые обратим некоторое внимание.

Всякая мысль только тогда является вполне зрелой, когда она может быть правильно выражена; до тех пор, пока ум не нашел приличной формы для выражения мысли, последняя остается неясной, туманной.
Чтобы выразить мысль совершенно ясно, для этого ум требует известного времени, чего болтливый ребенок ему не оставляет.
Таким образом, не доводя мысль до надлежащей ясности, ребенок мало-помалу теряет способность к спокойному и строгому мышлению.
Этим отчасти объясняется тот общеизвестный факт, что в школе болтливые дети на вопросы учителя или дают извращенные ответы, или же отвечают упорным молчанием.

Таким образом, болтливость затрудняет умственное развитие ребенка.
Иногда, вслушиваясь в разговор взрослого человека, мы еще замечаем в нем следы прежнего легкомыслия и легко угадываем в нем человека с неясными и поверхностными мыслями, неспособного к серьезному умственному труду.

...Болтливость влечет за собой еще иное зло, а именно: вследствие неясности мысли способ выражения не может быть хорош, в чем можно убедиться, прислушавшись к речи детей, когда они болтают.
Предложения очень часто построены совсем неправильно; только немногие из них являются полными, большей же частью они отрывочны и лишены как внешней, так и внутренней связи.
Кроме того, быстрота речи вредит произношению: слоги проглатываются, гласные смешиваются, является заикание.

Так как болтливость может вызвать эти вредные последствия и дурно повлиять даже на все дальнейшее благосостояние юноши, то воспитатель должен поставить себе непременной обязанностью энергично противодействовать ей. Но каким образом он должен вести эту борьбу?

Прежде всего, нельзя не заметить, что очень часто сам воспитатель бывает виновен в болтливости ребенка.
Если воспитатель читает ребенку наставления в виде растянутой проповеди, если он, убеждая или порицая его, выражается самым распространенным образом, то что удивительного, если воспитанник, который смотрит и должен смотреть на воспитателя как на образец во всех отношениях, также сделается многословным?
Итак, воспитатель должен выражаться коротко и связно и этим показывать ребенку образец хорошей речи, достойной подражания. Кроме того, воспитатель не должен позволять ребенку скоро говорить: при самом начале быстрой речи он должен немедленно остановить воспитанника и, дав ему известное время на размышление, требовать от него краткого, но ясного выражения мысли.

Многие воспитатели очень любят быстрые ответы детей, так как такие ответы, если они верны, доказывают, что ребенок твердо знает спрашиваемое; но, привыкнув давать быстрые ответы, дети привыкают торопливо отвечать и на затруднительные для них вопросы; а при этом, не давая себе времени основательно подумать, они путаются как в мыслях, так и в словах.

Нельзя не указать еще на две ошибки, в которые воспитатели, особенно в общественных заведениях, часто впадают, имея дело с болтливыми детьми.
Услышав, что дети начали говорить слишком быстро, воспитатель является к ним со своим veto; причем, порицая быстроту их речи, он иногда делает это в такой форме, что только смешит детей, а потому вмешательство его не приносит ожидаемой пользы.
Когда говор детей сравнивают с гоготаньем гусей или с трещотками, или когда их называют сороками, скворцами, или говорят, что они разболтались, как торговки, и т. д., то, большей частью, дети не принимают таких слов воспитателя за абсолютное запрещение и смотрят на них как на шутку.

Другая ошибка представляет противоположную крайность; а именно: как, с одной стороны, воспитатель не должен быть слишком слаб в отношении к детской болтливости, так, с другой стороны, он не должен быть чрезмерно строг, чтобы не довести детей до совершенного молчания.
Конечно, строгое запрещение вполне достигает своей цели, т. е. оно, наверное, заставит разболтавшихся детей смолкнуть; но, будучи чрезмерным, оно может так подействовать на детей, что, в присутствии воспитателя, они будут хранить упорное молчание; зато без него они дадут полную свободу своему языку, как бы желая этим вознаградить себя за долгое воздержание.

Если обратим внимание на то, что словоохотливость ребенка большей частью служит доказательством живости его ума и что, следовательно, доводя ребенка до упорного молчания в нашем присутствии, мы, тем самым, мешаем правильному умственному развитию его,— то, разумеется, мы не позволим себе обходиться с ребенком столь забивающим образом; напротив, мы будем оказывать необходимую помощь его молодому, неопытному уму: будем давать ему материал для размышления и тем содействовать его правильному развитию.

Загадки, шарады и игры в вопросы и ответы могут служить при этом вполне целесообразным средством, которому, к сожалению, воспитатели до сих пор не придают должного значения, несмотря на то, что оно сильно способствовало бы умственному развитию ребенка.

Источники:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: Сфера, 2001. – 255 с.
  2. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  3. Корнеева Е.Н. Детские капризы: что это такое и как с этим справиться? – Екатеринбург: У–Фактория, 2006. – 177 с.
  4. Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.