Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Воспитываем ребенка правильно

Семь мифов о детях

Мы не знаем детей, хуже того - знаем по предрассудкам, - писал когда-то известный польский педагог Януш Корчак.
А ведь действительно, сколько мифов и предрассудков, в которые верят взрослые, существует вокруг детства.
Более того, нередко сами взрослые эти мифы выдумывают и всячески укрепляют.

Попробуем разобраться, что есть правда, а что вымысел в наших житейских представлениях о детях.

  1. ЛИШНИЙ ПОДЗАТЫЛЬНИК ИМ ТОЛЬКО НА ПОЛЬЗУ
    Чаще всего это неуклюжее оправдание родителей перед ребенком и самими собой, особенно когда они не могут удержаться, что бы не дать ему пинка.
    Некоторые взрослые считают, что ежовые рукавицы закаляют детей и помогают им вырасти дисциплинированными и уважающими взрослых людьми.
    Но разве можно побоями и унижениями воспитать уверенного в себе человека? Давно доказано, что насилие провоцирует только насилие. А рабские правила формируют рабский характер - еще несколько столетий назад подметили педагоги, размышляя о проблемах воспитания и наказания детей.

  2. ЧРЕЗМЕРНАЯ ЛАСКА ПОРТИТ ИХ
    Убеждение о том, что ребенка можно перелюбить, переласкать, перехвалить и в результате сделать из него эгоиста или маленького тирана, популярно среди современных родителей.
    Но я не знаю ни одного ребенка, которого бы испортило чувство того, что его ценят и любят в этом мире. Тиран и эгоист вырастет из такого ребенка только в том случае, если взрослые станут слепо потакать всем его желаниям.
    Есть и еще один миф: если ласкать мальчика, то из него не вырастет полноценный мужчина (считается, что таковые получаются только в спартанских условиях). О пользе жестких методов воспитания мы уже упоминали выше.
    А научные исследования говорят: самые полноценные мужчины вырастают в тех семьях, где родители не скупятся на проявление своих чувств к детям, уделяют им достаточно времени, внимания и ласки.

  3. ВСЕ ОНИ-ЛЕНТЯИ И БЕЗДЕЛЬНИКИ, САМИ НИЧЕГО НЕ ХОТЯТ ДЕЛАТЬ
    Многие жалуются на то, что их дети - лентяи. Их не заставишь ничего сделать самостоятельно, они не убирают за собой игрушки, не застилают постель, не моют посуду, не желают сами одеваться или носить в школу тяжелый портфель.
    Но разве лентяями рождаются? Нет, как, впрочем, не рождаются и трудоголиками.
    И если ребенок сейчас отказывается что-то выполнять или самостоятельно делать, то вряд ли это врожденная лень или безразличие. Если малыш привыкает, что взрослые все делают за него, скорее всего у него и не появится желания становиться самостоятельным.
    Да и не все дети такие уж бездельники, как может показаться взрослым на первый взгляд. У каждого из них есть какие-то свои, нередко тайные или непонятные родителям увлечения.
    Недооценка таких - пусть даже и бессмысленных на взгляд взрослого - занятий ребенка приводит к еще большим конфликтам и отбивает у него желание заниматься вообще хоть чем-нибудь.

  4. ИМ БЫ ТОЛЬКО ВСЕ ИГРАТЬ
    Это правда. Почти всех детей до 6-7 лет больше всего на свете интересует игра. Да и младшие школьники не упускают возможности лишний раз расслабиться после школы, отдавшись сполна какой-нибудь увлекательной игре.
    Так что же здесь является предрассудком?
    Наверное, то, как взрослые воспринимают детскую игру. Она им кажется чем-то несерьезным, необязательным, а то и вредным делом, которое необходимо постепенно изживать из досуга взрослеющего ребенка. Ведь есть дела куда важнее, например, чтение, письмо, математика, спорт, занятия музыкой.
    Однако детские психологи считают игру очень важной для развития: в ней ребенок учится внимательности, сосредоточенности, умению управлять своим поведением и желаниями.
    Ведь попробуй не соблюдать правила игры - мигом вылетишь из нее, а заодно и из компании сверстников.
    Кроме того, играя друг с другом, дети учатся улаживать между собой конфликты, сотрудничать, да и просто дружить.

  5. ОНИ ЛЮБЯТ, КОГДА С НИМИ СЮСЮКАЮТ
    Уси-муси-пуси... - примерно таким нелепым набором звуков некоторые взрослые предпочитают общаться со своими маленькими детьми. Чаще всего это малопонятные уменьшительно-ласкательные словосочетания или обрывки звуков и фрагменты слов.
    Вторя малышу, взрослые называют собаку - бакой, машинку - бибикой, царапину - ва-вой. Им кажется, что ребенок в восторге оттого, что взрослые говорят с ним на его языке.
    А ребенок действительно в восторге, но оттого, что взрослые уделяют ему внимание и общаются с ним. Младенцу, и правда, почти безразлично, что именно говорят ему взрослые, в большей степени ему важны эмоциональный тон и позитивное внимание.
    А вот детям постарше уже не так безразлично содержание разговора со взрослыми. Многим детям не нравится, когда с ними продолжают сюсюкать, как с малышами, они требуют полноценного общения и отношения к себе.
    Только так ребенок учится сам говорить связными предложениями и понятными окружающим словами. И тем более никаким сюсюканьем мы не сможем компенсировать ребенку полноценное общение и не сделаем его счастливым, если будем обращать на него внимание под настроение, лишь время от времени.

  6. ЕСЛИ ИХ НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ. ОНИ НИЧЕГО НЕ БУДУТ КУШАТЬ.
    Многие взрослые почему-то считают, что, если ребенка не заставить поесть, он обязательно этого не сделает и останется голодным. Причем некоторые полагают, что ребенок предпочитает оставаться голодным назло маме и папе.
    Но вы можете поверить в то, что маленький ребенок, который еще не умеет управлять своим поведением, способен проявить такую огромную силу воли, чтобы отказаться от еды, даже если он голоден? Вряд ли.
    На самом деле все иначе. Дети перестают есть в тех случаях, когда процесс этот превращается в целое представление с уговорами. Тогда еда становится одним из способов манипуляции: Я не съем, если ты мне не купишь то-то и то-то.
    Насилие над ребенком во время еды тоже способствует тому, что у него вырабатывается негативное отношение к еде и нередко отвращение к ней - даже к тем блюдам, которые ему ранее нравились.
    Например, у ребенка сегодня нет настроения (а оно влияет и на аппетит), он неохотно кушает. Но тут его окружают мамы-бабушки и требуют съесть все до последней крошки.
    В результате даже так любимое им ранее блюдо начинает ассоциироваться с самыми неприятными переживаниями и на фоне этого вызывать лишь отвращение.
    Поэтому вывод можно сделать такой: чем больше мы заставляем ребенка есть, тем меньше у него остается желание это есть!

  7. ВСЕДЕТИ - НАСТОЯЩИЕ ЭГОИСТЫ.
    Лично я не раз сталкивался с тем, что ребенок пытался угостить меня своей последней конфетой или какой-нибудь печенюшкой, высказывая тем самым свою симпатию, уважение и дружеское расположение.
    Дети - вовсе не эгоисты. Они думают о других людях (взрослых и сверстниках), радуются и печалятся вместе с ними, переживают за них.
    Другое дело, что малышам лет до 4-5 в силу своего возраста очень сложно поставить себя на место другого человека и посмотреть на мир его глазами. Поэтому они могут не понимать, что у других людей тоже есть какие-то желания и потребности, не такие как у них самих.
    Но как только ребенок учится ставить себя на место другого человека, потихоньку он начинает осознавать, что мир не вертится исключительно вокруг него и он не центр вселенной. Это естественный порядок вещей.
    Правда, не все дети приходят к такому пониманию. Здесь многое зависит от взрослых. Если они опять бросаются выполнять любое, даже самое бессмысленное и импульсивное детское желание или каприз, ребенок имеет все шансы вырасти самым настоящим эгоистом.

Источники:

  1. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если....– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  2. Корнеева Е.Н. Детские капризы: что это такое и как с этим справиться? – Екатеринбург: У–Фактория, 2006. – 177 с.
  3. Павлов И.- 7 мифов о детях // Домашний очаг, январь 2009 г.
  4. Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.