Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Воспитываем ребенка правильно

С чем он придет в детский сад?


Комплексные исследования, проведенные на одном из педиатрических участков в Москве, показали, что абсолютно здоровой нервной системой обладает только одна треть детей трехлетнего возраста.

О хрупкости психики трехлетнего ребенка красноречиво свидетельствует такой факт: мальчик, помещенный в реанимацию с массивным (40 процентов) ожогом тела, от сильной боли не мог уснуть; для успокоения ему была сделана инъекция реланиума (препарата, который без ущерба для себя принимают сотни миллионов людей); на следующий день лечащий врач обнаружил, что у мальчика произошла полная декортикация головного мозга, то есть выпадение высших психических функций, отличающих человека от животного.
Восстановить первоначальное состояние не удалось...

Особенности психики детей до 5—6 лет настолько уникальны, что резко отличаются не только от показателей взрослого человека, но даже по сравнению с 9—12-летним возрастом.
При всей своей хрупкости и ранимости, неустойчивости и повышенной восприимчивости к любым факторам воздействия (как положительным, так и отрицательным) психика этих детей обладает рядом несомненных преимуществ.
Например, они усваивают гораздо быстрее и легче иностранные языки (иногда несколько языков параллельно!).
Даже умственно отсталые дети (не говоря уже о нормальных) четко улавливают различия в искреннем или лицемерном отношении к ним взрослых.
Ребенок уже в 6 месяцев прекрасно ориентируется в том, когда у его матери хорошее настроение, а когда плохое.
Более того: радости и горести матери он в полной мере начинает ощущать будучи еще в ее утробе.
И чем сильнее и утонченнее положительные эмоции матери начиная с периода беременности, тем больше шансов, что у ее ребенка будет ярко выраженная сущность эстета, склонного к проявлению высоких и благородных чувств.

Учитывая вышесказанное, хочется посоветовать родителям: детей к детскому саду следует подготавливать не менее тщательно и основательно, чем перед школой, причем и физически и психологически .
Физическая подготовка заключается в укреплении организма в целом: закаливание, например в виде ежедневного обтирания прохладной водой по утрам и теплой по вечерам (начинать с 37 градусов и через каждые три дня снижать на один градус, доводя до 20 °С); совместная утренняя гимнастика в течение 5—10 минут (начинать с одной минуты и через каждые три дня прибавлять одну минуту).
Почему так важна эта подготовка?
Потому что в нашем современном детском саду, как правило, очень мало считаются с индивидуальными особенностями ума, характера и организма малыша.

Родители, конечно, не могут оградить ребенка от сложных, проблематичных и стрессовых ситуаций, вполне вероятных и нередких в условиях детского сада, но они могут заранее подготовить мальчика или девочку к восприятию подобных трудностей.
Ведь стресс — это не сама ситуация, а реакция человека на нее. Даже когда малыша оставляют на час-два одного (или в окружении родных) в привычных домашних условиях, уже это-само по себе для многих детей сильный стресс, вызывающий чуть ли не истерику.
Большинству детей требуется присутствие только матери, они совершенно игнорируют общество других родных и даже отца.
Для ребенка мать — подсознательный символ безопасности, комфорта и благополучия , источник радости и тепла (душевного и телесного), нежности и ласки.
Исчезновение матери даже на короткое время воспринимается как полная ее утрата.
Вот почему необходимо заранее готовить ребенка к предстоящим переменам в условиях его существования.
Надо убедить его в том, что родители любят его, что он им нужен и они ни за какие коврижки не расстанутся с ним навсегда.
Важно привить ребенку общительность с чужими (но не совсем незнакомыми) взрослыми, избавить его от страха и замкнутости.

Кроме того, надо приучать его к определенной самостоятельности .
Например, во время уборки, стирки или приготовления пищи давать ему очень небольшое, но личное поручение — что-то подать, перенести и т. д.
Главное — чтобы он чувствовал себя помощником. И неважно, что реальной пользы от его действий почти не будет, основная цель — развитие в ребенке сознательной личности.
При этом незаметно будет рождаться уважение к домашним заботам, совместным действиям. Ваш очаровательный малыш привыкнет выполнять указания старших без капризов и негативизма.
Во время прогулок во дворе ребенок должен усваивать культуру общения со сверстниками, приучаться к коллективным играм, занятиям, разговорам.
Мама может ненавязчиво контролировать малыша, уважительно и доброжелательно подсказывая ему оптимальные варианты поведения в тех или иных ситуациях.
Например, ребенок должен сделать такое открытие: можно вдвоем играть одними и теми же игрушками, можно временно или насовсем обмениваться ими или давать поиграть кому-то, если кто-то попросит (а можно и не дожидаясь просьбы, самому предложить свою игрушку девочке или мальчику, у которых такой игрушки нет).

Очень важно также развивать у ребенка чувство благодарности — как по отношению к старшим, так и к ровесникам.
Родители своими взаимоотношениями как бы подают наглядный пример вежливости и доброжелательности, уравновешенности и жизнелюбия, а также юмора, ответственности, трудолюбия.
Но ребенок столь же восприимчив и к образцам раздражительности и обидчивости, эгоистичности и лживости, жестокости и насмешливости.

Если ребенок чрезмерно капризен и упрям, возбудим и плаксив, то за две-три недели перед детским садом стоит давать ему (если вы не хотите идти к врачу) что-нибудь из успокаивающих настоек или отваров — пустырник, боярышник, пион, валериана, пассифлора, новопассит.
Настойки принимаются по 10—30 капель, отвары по 1 столовой ложке (приготовление: 1 столовая ложка сухой травы на стакан воды).
Режим дня за две-три недели желательно по возможности приблизить к детсадовскому — время пробуждения и засыпания, период дневного сна и приема пищи, прогулок и игр и т. д.

Дорогие родители, внимательно отнеситесь к тому, как ваш ребенок переносит жару и духоту, длительные поездки в транспорте, нет ли у него при этом головокружения или головных болей, тошноты или рвоты, других проявлений физического и психологического дискомфорта .
Бабушки и дедушки в порыве своей безграничной любви целыми днями потчуют детей разными сладостями.
Несовершенный детский организм не успевает все переварить, ребенок ложится спать с переполненным желудком, что вызывает поверхностный и беспокойный сон, малыш не успевает отдохнуть и восстановить свои силы.
Особое отношение должно быть к изделиям, содержащим шоколад или кофе. Одной - двух шоколадных конфет бывает достаточно, чтобы ребенок не смог уснуть от перевозбуждения.
А если их съедено несколько, возникает безмерная нагрузка для неокрепшей нервной системы, резко усиливаются все негативные элементы по ведения (капризность, упрямство и т. д.).

Физически ослабленные дети должны спать больше. Перед сном рекомендуются только спокойные игры, необходимо также проветривание комнаты.
При прогулках на свежем воздухе и в домашних условиях лучше всего чередовать виды игр и занятий, чтобы ребенок не утомлялся и не скучал. Каждые 15—20 минут нужно делать перерыв для отдыха.
Ребенку необходимо объяснить, что воспитательница не может заниматься только им одним, хотя знает, что он хороший, добрый и умный. Просто в группе много детей, которые тоже нуждаются в ее внимании и заботе.
Ребенок должен знать, что в детском саду следует считаться с интересами других детей и что игрушки здесь общие.

Детей можно условно разделить на две группы: тех, кто обижает других, и тех, кого обижают другие. Безразличие родителей или, наоборот, поощрение любой из этих форм поведения ребенка в равной степени вредны.
В первом случае ребенку можно объяснить, что обижать других, особенно младших и слабых, нехорошо; при этом надо привести аргументы, доступные и понятные малышу.
Если же вы решили как-то наказать обидчика, то сперва выясните получше, какими мотивами движим ваш ребенок, и задумайтесь над тем, нет ли в вашей системе воспитания каких-то изъянов, которые и дают столь своеобразные плоды.
Мудрецы говорят: Ребенка необходимо не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам .
Во втором случае обиженному ребенку необходимо объяснить, что он должен как-то защищаться, противостоять несправедливости.

Лучше всего, если ежедневно после детсада мама расспрашивает ребенка подробно обо всех событиях и впечатлениях дня.
Учитывая то, что она сама видела или услышала от воспитательницы, мама может вместе с малышом сделать как бы анализ его поведения, наделяя его ненавязчивыми советами, стараясь не терять его доверия и устанавливая прочный искренний контакт, который подчас завоевать ой как трудно, а потерять весьма легко.
Очень многое откладывается в сознательной памяти ребенка трех-пяти лет, но еще больше — в подсознательной.
Поэтому ваши иллюзии насчет того, что он уже не помнит о вашем не совсем удачном или бестактном выпаде — чаще всего лишь мина замедленного действия, которая может в дальнейшем взорваться в самый неподходящий для вас момент.
С ребенком нужно говорить на равных — это придает ему так остро необходимое чувство собственной значимости и создает мощный стимул к осознанию и исправлению каких-то недостатков характера и поведения.
Заведомо ясно, что очень энергичные дети будут вынуждены в детском саду снизить интенсивность своей активности, а очень спокойным, несколько замкнутым и неуверенным в себе, наоборот, придется повысить уровень своей жизнедеятельности, чтобы вписаться в обстановку.
Детей каждого из этих типов желательно заранее настраивать на новый лад, исподволь вырабатывая привычку быть и дисциплинированным, и контактным, и терпимым, и терпеливым.

Помните, дорогие мамы и папы: если ваши усилия по воспитанию всесторонне здорового и хорошего ребенка в чем-то не увенчались успехом — значит, вы делаете что-то не так или не то...
В некоторых случаях не сочтите для себя за стыд посоветоваться с детским психологом, психотерапевтом, психоаналитиком.

Источники:

  1. Алтунин А. С чем он придёт в детский сад? // Семья и школа № 6, 1995 г.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: Сфера, 2001. – 255 с.
  3. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  4. Корнеева Е.Н. Детские капризы: что это такое и как с этим справиться? – Екатеринбург: У–Фактория, 2006. – 177 с.
  5. Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.