Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Родителям

Воспитываем ребенка правильно

Воспитание без огорчений


Мы должны научиться любить, а не наказывать

Если вы, дорогие родители, согласны с тем, что воспитание — это прежде всего ответственность, то нам придется поговорить и о наказаниях...

Для начала процитируем слова Жана Поля, поэта, жившего на рубеже XVIII и XIX веков.
Он был крупным педагогом и философом, его педагогические воззрения, родящие в корень проблемы, значимы по сей день.
Наказания! Это недетское слово отказывается писать мое перо. Я скорее бы написал слова боль и горечь.
Наказывается лишь тот, кто понимает, что такое вина, дети же изначально, как и звери, невинны.
В детях должна быть такая же уверенность в своем бытии, какая исходит от звезд, которым никакая сила не может помешать появиться на небосклоне.
Жизнь должна излучать для них такое же сияние, как свет звезды, доходящий до нас сквозь время и пространство...
.

Если мы признаем, что дети не осознают вину, то многое станет ясно.
Мы беспрестанно наказываем наших детей за их невинные деяния и удивляемся, если воспитание приносит нам огорчения.
Так что же, никогда не наказывать? Наверное, это было бы крайностью. Но спросим себя: когда мы наказываем своего ребенка? Когда он не слушается.
Но в чем причина его непослушания? Мы как воспитатели ввели его в искушение быть непослушным.
Мы наряжаем маленькую Сузи в белое платье и наказываем ее, если она вытирает о него свои грязные руки.
Мы оставляем на столе красивую вазу и наказываем ребенка, когда ее осколки обнаруживаем на полу.
Мы сажаем вишневое дерево в заманчивой близи от соседского забора и наказываем соседского ребенка, если он лакомится ягодами с этого дерева.
Мы дарим ребенку вместо деревянной машины железную и наказываем его, если он ею царапает пол.
Перед сном мы устраиваем безумные игры с ребенком, а потом наказываем его за то, что он никак не может утихомириться в кровати.
Но, в конце концов, совершенного воспитателя и совершенных родителей нет. И это нормально. Жизнь ведь тоже несовершенна, и вашему ребенку придется позднее уживаться со слабостями окружающих и со своими собственными.

Итак, мы должны смириться и с непослушными детьми, и с тем, что их иногда наказывают.
Но стараться стать хоть чуточку совершеннее — надо. Вам будет проще этого добиться, если вы будете следить за теми рекомендациями, которые я собрал для вас в трех упражнениях.
Я называю их упражнениями, потому что вам вряд ли сразу удастся в каждом случае вести себя так, как я вам предлагаю. Но вы должны этому учиться. Ради любви к ребенку!

Меньше запретов, но понятные запреты!
Не превращайте свою семью в учебный плац! Но не превращайте ее и в площадку для развлечений, где для ребенка нет вообще никаких запретов, которые, по мнению родителей, мешают развитию его личности. Мы берем золотую середину.
Мать, которая постоянно придирается к ребенку и все время его одергивает: Этого нельзя делать и этого, тоже! - вскоре обнаружит в доме маленького сатану или запуганное существо с парализованной волей.
Поэтому ослабьте поводья. Закройте на что-то глаза. Соблюдайте золотое правило: Все видеть, многое не замечать, запрещать немногое.
Но если запрет установлен, ему надо следовать. Со всей строгостью. Тогда ребенок почувствует, что существуют границы, и не будет исподтишка делать то, что ему было запрещено.

Естественное наказание — лучшее наказание
Естественные наказания это такие наказания, которые дают возможность ребенку самому понять последствия своего непослушания.
Десять раз вы уже говорили ему, чтобы он не подходил к плите. Кончилось тем, что он обжег себе палец.— Естественное наказание.
Вы запретили Максу брать из ящика ножницы. И вот он сильно порезался.— Естественное наказание.
Своей дочке вы неоднократно говорили, что если она вовремя не придет к столу, то ничего не получит. В результате она осталась голодной.— Естественное наказание.
Вы запретили Михаэлю кататься на самокате по крутому спуску. Итог — он лежит на дороге с разбитыми коленями и ревет.— Естественное наказание.
Так ребенок познает, что непослушание связано с болью. Не ругайтесь, не ворчите, подождите устраивать головомойку. Сохраняйте спокойствие и дайте вашему ребенку самому испробовать все прелести естественного наказания.

После каждого наказания наводите мосты!
Для большинства детей естественных наказаний недостаточно. Когда-то нам придется поставить ребенка в угол или шлепнуть по попке. Иногда прочитать ему нотацию.
Но как бы его ни наказывали, это не должно портить отношений между вами. Простим его. Не будем сердиться целый день. Н
аказанием ведь может быть и просто непроявление любви. Ребенок чувствует, что мама обижена, оскорблена, недовольна. Но это состояние не должно продолжаться долго.
Обязательно поговорите с ребенком. Объясните ему, почему вы вынуждены были его наказать или почему вы обиделись. Помиритесь опять!

Характерной чертой каждого наказания должно быть то, что оно должно восприниматься как справедливое последствие содеянного.
Только в этом случае ребенок поймет смысл наказания и попытается больше не повторять ошибок.
Если же наказание вызывает в ребенке состояние неповиновения, смысл наказания не достиг цели. Поэтому мы не должны прибегать ни к каким телесным наказаниям.
У нас, родителей, не должно возникнуть даже мысли бить ребенка. Телесные наказания оскорбляют человеческое достоинство, которое присуще и нашему ребенку. (О знаменитой пощечине я поговорю немного позже.)

Бригитте было пять лет, когда она попала к нам в детскую деревню. Ребенок был абсолютно не развит. Она не могла говорить. Девочка только страшно кричала, кусалась и била всех, кто к ней подходил.
Социальный работник, передавший нам девочку, считал, что мы ее вряд ли сможем оставить, потому что она абсолютно не реагирует на нормальное человеческое общение. Было подозрение, что у нее слабоумие и тяжелое психопатическое расстройство. Отец ребенка был неизвестен.
Мать вышла замуж, когда Бригитте было три года. Отчим ненавидел ее и хотел от нее избавиться. Вскоре ему удалось настроить против девочки и мать.
Жизнь для Бригитты превратилась в ад. Дома ее все время привязывали к ножке стола. Кормили так, чтобы только с голоду не умерла. Постоянно били.
Когда мама детской деревни раздела кричащую и сопротивляющуюся девочку, чтобы выкупать, нашим глазам предстало худенькое тельце в сплошных синяках.
Успокоить Бригитту было почти невозможно. Когда она после ванны лежала в чистой кроватке, я долго сидел с ней и в короткие перерывы между слезами и криком успокаивал ее: Бригитта, никто тебя больше не ударит, никто тебя не будет бить, никто не сделает тебе больно. Мы любим тебя. Мы тебя не обидим. Ничего плохого мы тебе не сделаем. Мы тебя любим, Бригитта, очень любим!
С мамой из детской деревни мы, сменяя друг друга, все время были около Бригитты. В течение нескольких дней мы уговаривали девочку.
Постепенно она стала успокаиваться, поняв, что здесь действительно ее никто не будет бить, привязывать к столу и кричать на нее. А новая женщина рядом с ней была такая милая. Ее окружали дети, которые к ней хорошо относились, и рядом была кукла, которую Бригитта прижимала к себе ночью в своей мягкой постели...
Через год Бригитта превратилась в чудного ребенка с веселыми глазами на краснощеком крестьянском личике и с большим бантом в волосах. Чтобы расти и хорошо развиваться, каждому ребенку нужна любовь. Поэтому нам надо учиться любить ребенка, а не наказывать!

Что делать с 16-летним подростком?
С маленькими детьми большинство родителей справляются. Но что делать, если невыносимо ведет себя 16-летний подросток?
А что, если 16-летняя дочь вышла из-под контроля, и терпеть уже нельзя, и надо что-то делать?
Из многочисленных писем родителей, нуждающихся в совете, видно, что здесь есть над чем поломать голову.

Поговорим сначала о юношах.
Как сладить с непослушным 16-летним сыном, который, может быть, уже работает учеником на производстве, а часть заработанных денег отдает на хозяйство?
Оплеуха, которую он недавно получил от отца, ничего не дала, скорее наоборот. А все уговоры матери — как об стенку горох. Запрет смотреть телевизор он игнорирует.
А то, что родители демонстративно в течение нескольких дней делают вид, что не замечают своего неблагодарного сына, ему только на руку.

То, что могут вытворять подростки от 13 до 18 лет, граничит с жестокостью.
Но, как правило, за их поступками нет злой воли или дурного характера! Просто дает о себе знать необузданная энергия переходного возраста, связанная с периодом, предшествующим половому созреванию.
А непосредственно в период полового созревания на них влияют мощные сексуальные импульсы, полностью преобразующие юношеский мир, в конфронтацию с которым вступает молодой человек.
В период же после полового созревания проявляется, как следствие, несоответствие между уже достигнутой половой зрелостью и еще не наступившей зрелостью в духовно-интеллектуальной сфере.

Исходя из этого я хотел бы, дорогие родители, дать вам несколько советов.

  1. Сохраняйте спокойствие! Ничему не удивляйтесь. Пусть вас не смущают самые ужасные вещи. Будьте готовы к худшему. Тогда вас не постигнет разочарование.
  2. Уступайте! Будьте в некоторой степени безропотны. Спуститесь на землю со своего родительского трона. Будьте великодушны.
    Избегайте ситуаций коса нашла на камень. Наверное, вам придется признать поражение. Ваш образ покачнется. Но преодолейте себя, не бойтесь сказать своему ребенку, что он прав.
  3. Покажите вашему сыну, что он личность!
    Не давите на него. Не унижайте. Не острите по поводу его брюк и самой модной стрижки. Никогда не говорите: Ты ничего в этом не понимаешь, ты для этого еще слишком молод! Давайте ему чаще ответственные задания.
    Попросите его сходить за слесарем, которого вы уже трижды безуспешно пытались пригласить домой. Ты лучше ему объяснишь, что он нам очень нужен!
    Представьте себе, дорогие родители, как будет робеть ваш сын при встрече со слесарем и с какой разудалостью будет вам потом рассказывать, как он смог ему все объяснить.
    Комплексом неполноценности в период полового созревания страдают все юноши. Чем больше вы устраиваете скандалов, тем больше развивается комплексов.
    Ваша задача — помочь сыну освободиться от комплексов, давая ему возможность проявить себя. Вы никогда не замечали, как быстро он краснеет? Как зажат в разговоре с чужими? Ни в коем случае нельзя заострять на этом внимание.

Теперь поговорим по поводу пресловутой пощечины, которую одни категорически отрицают как средство воспитания, другие же, наоборот, одобряют как педагогический метод.
Нельзя вычеркнуть ее однозначно из арсеналов педагогических средств, потому что жизнь более непредсказуема, чем этого хотелось бы. То, что в школах запрещено использовать пощечины, унижающие достоинство ребенка, можно только приветствовать.
Но что касается пощечины, к которой в справедливом возмущении прибегает отец подростка, то мой богатый опыт подсказывает, что в какой-то ситуации она может иметь место, хотя эта точка зрения вызывает бурю возмущения некоторых психологов и воспитателей.
Мы не можем не признать, что в сердцах отпущенная отцом пощечина, вопреки самой современной теории, может оказать блестящее педагогическое воздействие. К этому средству ни в коем случае нельзя прибегать с целью унизить ребенка. Оправдать такое поведение родителей может лишь исключительность ситуации.
Нормально воспитанный подросток отнесется к пощечине с пониманием. Но это не означает, поймите меня правильно, что рекомендуется раздавать пощечины направо и налево.
Известно, сколько родителей используют их во вред, а не во благо. Бесспорно, лучше, если в семье обходятся без них.
Стоит попробовать исключить пощечины из арсенала своих педагогических средств. Но если в один прекрасный момент у вас не будет другого выбора,— действуйте, как подскажет вам ваше родительское чутье.

Источники:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: Сфера, 2001. – 255 с.
  2. Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3 000 вопросов что делать, если.... – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  3. Корнеева Е.Н. Детские капризы: что это такое и как с этим справиться? – Екатеринбург: У–Фактория, 2006. – 177 с.
  4. Шелопухо О. Популярная психология для родителей: какой у Вас ребенок?. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.
  5. Хансхайнц Райнпрехт - Воспитание без огорчений //Семья и школа № 10, 1996 г.