Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Сам себе психолог

Искусство общения

Хорошие слушатели всегда в цене

Учитесь слушать: хорошие слушатели всегда в цене

Благословенны те, кому нечего сказать и кого нельзя принудить, чтобы они сказали это. Джеймс Расселл Лоуэлл

Где-то в начале 80-х годов популярный певец в стиле кантри Майки Джилли записал песню под названием <В> поисках любви , где были слова о растерявшихся людях, которые ищут любовь во всех неправильных местах и во всех не тех людях.

Нам кажется, что нечто подобное происходит и тогда, когда речь заходит о слушании. Количество клубов анонимного общения, психологических консультаций, психиатрических клиник, социальных работников и соответствующих <В> чатов в Интернете увеличивается с каждым годом — равно как и количество разводов и стрессовых и конфликтных ситуаций.

Всех людей, испытывающих различные трудности в профессиональной или личной сфере, как правило, объединяет страстное желание выговориться и встретить кого-нибудь, кто готов бы был их слушать.
В последнее время некоторые отели стали предлагать испытывающим стресс или одиноким клиентом специальную услугу. За два доллара в минуту гости отеля могут позвонить профессиональному психологу, который с готовностью выслушает рассказ обо всех их проблемах.

Черты хорошего слушателя

Одно из наиболее интересных упражнений из тех, что мы практикуем на наших тренингах, начинается с того, что мы просим присутствующих определить, кто из их окружения, по их ощущениям, ярче других выказывает признаки совершенного владения искусством слушать окружающих.
Потом мы просим их описать три-четыре черты характера, которыми обладает этот человек. В то время, как наши студенты усиленно морщат лбы, описывая своих <В> лучших слушателей, наружу часто выходят их самые затаенные эмоции.
Вряд ли кто-то не согласится с тем, что люди, которых мы считаем самыми лучшими слушателями, одновременно являются и теми, к кому мы испытываем наибольшее притяжение.
Затем мы крупно записываем на доске все названные ими черты и вместе начинаем изучать, насколько часто повторяются одни и те же слова, описывающие характеры нескольких совершенно разных людей, одинаково хорошо умеющих слушать.
Последний этап этого упражнения заключается в том, что мы просим студентов вновь обратить внимание на доску и определить, какие из перечисленных черт характера относятся и к ним самим. Также они должны выявить и такие черты, которых им явно недостает, но которыми они хотели бы обладать.
Нет ничего удивительного в том, что большинство присутствующих часто желает усилить в себе черты характера, как правило, ассоциируемые у них с людьми, обладающими отличными от их собственных предпочтениями в области слушания.

Мы аккуратно записываем все полученные ответы, которые в дальнейшем становятся частью их персональных планов по саморазвитию. В число наиболее часто упоминаемых черт характера, отличающих хороших слушателей, входят: Спокойствие, нелепость, любовь, понимание, скромность, внимательность, уравновешенность, широта души, открытость, задумчивость, интеллект, сострадание, искренность.

Как вы видите, определить черты характера, которые мы больше всего ценим в хороших слушателях, совсем легко. В последние годы эти черты стали цениться особенно высоко.
Один автор, к примеру, нарисовал следующий портрет гипотетического менеджера, обладающего великолепной способностью слушать: Вы сидите, глядя прямо на клиента, задаете ему наводящие вопросы и предоставляете ему неограниченное время для ответа. Вы прямо показываете, как важно для вас каждое произнесенное им слово, делаете пометки, наклоняетесь в его сторону и киваете в знак понимания и согласия.
Другими словами, вы как губка впитываете себя информацию и, не раскрывая рта, всеми другими доступными способами помогаете клиенту увидеть, что именно им, и никем и ничем другим, вы заняты в настоящий момент
.

В любой сфере жизни (а не только в бизнесе или менеджменте) подобная открытая, внимательная, непредвзятая манера слушать успешно поможет вам общаться, понимать и располагать к себе окружающих.

Психолог спросил ее, каким именно должен быть идеальный герой ее романа. После некоторых раздумий моя подруга ответила, что, если бы кто-нибудь действительно умел ее слушать, именно он стал бы героем ее романа.

Несколько верных способов улучшить взаимоотношения

Как мы уже говорили, хорошее слушание, если вы даете окружающим понять, что вас заботят их проблемы, всегда вознаградит вас сторицей.

Помимо того, что хорошее слушание ежедневно приносит свои позитивные плоды в наших ежедневных занятиях, бывают моменты, когда оно ценится особенно высоко:

  1. В начале отношений.
  2. В случаях, когда вы не понимаете цели или мотивы, движущие противоположной стороной.
  3. Когда вы и ваш собеседник по-разному смотрите на вещи.
  4. Когда противоположная сторона расстроена или озлоблена.
  5. Когда вы просите о помощи.

Ниже мы приводим несколько проверенных годами и опробованных в деле советов касательно того, как вам можно улучшить свои взаимоотношения дома и на работе.

Умейте вовремя молчать и вовремя говорить

Библейский постулат <В> Всему свое время находит отклик в классической народной песне Вертись, вертись. Бывает время, когда нужно говорить, и бывает время, когда следует молчать. Умение вовремя открывать и вовремя закрывать рот и вовремя применять это искусство на практике является ключом к успеху в общении.

Для очень энергичных, деловых, эгоцентричных людей простое состояние молчания становится буквально невыносимой ношей. Чтобы грамотно молчать, попробуйте:

  1. Выдержать паузу в несколько секунд, прежде чем ответить.
  2. Воспринимайте молчание как естественную часть разговора.
  3. Следите за балансом между молчанием и разговором во время беседы.
  4. Быстро отводите глаза в сторону, чтобы наступившая тишина не причиняла дискомфорта собеседнику.

Прицепите к себе грузило: возьмите эмоции под контроль

Наши эмоции великолепны — до того момента, когда они начинают подчинять себе наш разум и тело.

Когда кто-либо начинает критиковать нас или вещи, что нам дороги, мы, подобно Лоретте, позволяем эмоциям брать над нами верх. Мы можем отреагировать в том же духе или же постараться избежать общения с таким человеком или возникновения такой ситуации.
Более агрессивные люди могут начать немедленно размышлять над достойным ответом или подготавливать себя к будущей словесной мести. В долгосрочной перспективе ни одна из вышеперечисленных реакций не приведет вас к успеху.
Когда слушание оказывается переполнено возникшими эмоциями, они не только снижают нашу способность понимать слова собеседника, но и вообще вредят нашим отношениям.

Вот несколько советов, как не дать эмоциям возобладать над собой и <В> повесить на них грузило:

  1. Будьте осторожны в присутствии определенных людей и при обсуждении щекотливых тем.
  2. Проанализируйте, отчего вы столь бурно реагируете на некоторые слова и замечания.
  3. Не поддавайтесь искушению занять активную оборонительную позицию.
  4. Помните, что собеседник может вкладывать в свои слова совершенно иной смысл, нежели вам кажется.
  5. Воздержитесь от вынесения суждений до того момента, пока оратор не закончит свою речь.

Показывайте свой интерес

Самый большой подарок, который мы можем сделать окружающим нас людям, — это обратить на них свое внимание.

Когда уже ничто другое не помогает, начинайте слушать! Этому правилу Кевин научился еще в ранней юности, и оно помогло ему выстроить отношения с Ребеккой.
Как показало одно исследование семейной жизни 130 различных супружеских пар, наиболее крепкие браки — те, в которых муж умеет слушать жену и прислушиваться к ее советам.

Слушайте с регулярным постоянством

Еще один способ улучшить отношения — периодически выказывать интерес к другим людям. Когда во время последующих встреч мы вспоминаем слова и фразы, услышанные нами ранее, мы тем самым показываем людям, что в достаточной степени ценим их.

Особенно хорошо это удается коммивояжерам и сэйлс-менеджерам. Большинство из них всегда имеет при себе <В> личные дела всех своих клиентов, которыми пользуется при очередном общении. Преуспевающие торговцы знают, как укрепляет личные отношения привычка внимательно слушать собеседника и запоминать интересующие его темы и вопросы. То же самое отлично известно и счастливым в браке супругам.

В начале любого любовного романа слушать партнера легко. Нас к этому подстегивает страсть и возбуждение, связанное с новизной. Однако постепенно мы привыкаем к нашей второй половине — настолько, что уже не можем слушать ее с прежним вниманием.

Самое трудное — продолжать слушать собеседника, когда вы переживаете трудное, печальное или просто скучное однообразное время. Тем из нас, кто не устает слушать, больше всего везет в любви!

<В> Запоминайте имена. Еще один способ показать свой интерес — твердо запомнить имена новых собеседников во время знакомства с ними и позже в беседе обратиться к ним по имени.

Вот несколько советов, которые помогут вам лучше запоминать имена:

  1. Повторите имя человека вслух сразу же после того, как вам его назвали.
  2. Назовите человека по имени через тридцать секунд после того, как вы его услышали.
  3. Мысленно свяжите новое имя с кем или чем-либо знакомым.
  4. Собирайте все визитные карточки познакомившихся с вами людей и через некоторое время просматривайте их.
  5. Как можно быстрее запишите имя человека после того, как его узнали.

<В> Умейте правильно смотреть человеку в глаза. Многие говорят, что глаза человека являются зеркалом его души. Как мы уже с вами выяснили, поддержание зрительного контакта имеет первоочередное значение для установления и укрепления доверительных отношений.
С помощью взгляда мы также воспринимаем и анализируем реакции человека, ловим стимулирующие сигналы, с помощью которых узнаем, когда лучше стоит начать разговор, выказываем сочувствие и интерес и выражаем свои эмоции.
Тем не менее постоянный зрительный контакт не всегда приносит положительные результаты.

На своем горьком опыте Стэнли убедился, что излишества вредны даже в самом благом деле. Исследователи этого вопроса установили, что пристальный взгляд далеко не всегда является угрозой, но гораздо чаще свидетельствует об ожидании ответа, и в ситуации, когда определенный ответ отсутствует, нарастающее напряжение побуждает объект сменить обстановку.
Наилучший зрительный контакт между слушателями и ораторами — устойчивый, но не постоянный.

Следует с определенной регулярностью смотреть в глаза собеседникам, чтобы показать им, что слушаем их и нам интересны их слова. Но при этом не нужно слишком усердствовать и заставлять их чувствовать себя не в своей тарелке.

<В> Подбадривайте собеседника. Многие из нас не раз испытывали чувство вины из-за того, что перебили или обескуражили собеседника. Техника подбадривания, наоборот, помогает противоположной стороне не сходить с рельсов и продолжать говорить в то время, как мы слушаем.
В число полезных подбадривающих приемов входят утвердительные кивки головой, поощряющий взгляд и конструктивное молчание, дающее собеседнику право надеяться на то, что его внезапно не перебьют.

Подбадривание может оказаться особенно полезным, когда мы желаем, чтобы собеседник поделился с нами какой-либо информацией, или хотим выяснить, что он сейчас думает или чувствует.

Во время случавшихся пауз искушение Дэниела забежать вперед и взять руководство беседой в свои руки было весьма велико, однако он нашел в себе силы его преодолеть!

Помните о том, что, когда вам приходится общаться с кем-либо с начальственной позиции, вас может начать терзать искушение раньше времени оборвать собеседника и повести разговор в выгодной для вас манере.

Если вы сохраните молчание и дадите человеку, который никак не может перейти к изложению основной сути своей речи, некоторое время на то, чтобы он смог собраться с мыслями, вначале это может его смутить, однако в перспективе такое поведение лишь раскрепостит ваше взаимное общение и укрепит отношения.

Когда станете подбадривать ваших собеседников, помните следующее:

  1. Не перебивайте.
  2. Будьте терпеливы.
  3. Старайтесь судить объективно.
  4. Подбадривайте человека кивками головы и глазами.
  5. Используйте краткие замечания, вроде: Продолжайте! А что потом?

Источники:

  1. Баркер Л., Ватсон К. Искусство слушать: как научиться эффективно слушать с пользой для себя и других / пер. с англ, А. Гостева.–М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.–288 с.
  2. Вемъ А. 101 секрет успешного общения: заговори, чтобы тебя увидели. – СПб.: Питер, 2008.–255 с.
  3. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности.- М.: Политиздат, 1991.–320 с.
  4. Козлов Н. Формула успеха, или Философия эффективного человека.–М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2000.–304с.