Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Сам себе психолог

Искусство общения

Межличностное общение

Функции общения

Общение - это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным, лицом к лицу, и опосредованным теми или иными средствами, например техническими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в ком текст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим).

Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п. Возрастание психологической общности как сходства, единств; похожести, с одной стороны, облегчает общение (мы понимаем друг друга с полуслова, мы говорим с ним на одном языке), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д.
Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена и, таким образом, общения между людьми.
Это побуждает нас еще больше ценить уникальность, непохожесть каждого человека.

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией.
Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей.
Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Мы стали свидетелями, как появились и вошли в повседневный обиход многих людей факсы, электронная почта, Интернет и т.д.
Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением.

Для профессионалов социономической группы (профессии типа Человек - человек) одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентное м, в общении.

Можно выделить целый ряд функций общения. Прежде всего общение является решающим условием становления каждого человека как личности.
Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения.
Об этом свидетельствуют случаи, когда дети были воспитаны дикими зверями. Эти дети, попавшие впоследствии к людям, были вполне развиты биологически, но совершенно не социализированы.
Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных способностей.

Влияние невозможности общения с другими людьми на состояние и самочувствие человека можно продемонстрировать на многих примерах.
Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в гермокамере ведет, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.д.
Следует, однако, заметить, что серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции только при oтсутствии целенаправленной деятельности и при значительной гиподипинамии.
Интересным и полезным материалом для понимания того, как действует на человека изоляция, являются свидетельства людей, добровольно или случайно очутившихся в ситуации оторванности от общества и лишенных межличностного общения.
Это люди, путешествующие и одиночестве по морям и океанам, зимующие в полярных областях, спелеологи, добровольно или вынужденно пребывающие в подземных пещерах, моряки, спасшиеся во время кораблекрушения.

Данные наблюдений и специальных исследований показывают, что человеку в этих условиях свойственны такие чувства: неуравновешенность, повышенная чувствительность, беспокойство, неуверенность и себе, тревога, уныние, вялость и т.д.
Интересным является то, что все они в условиях изоляции вскоре начинают говорить вслух. Сначала это своего рода комментарии увиденного или происходящего.
Потом появляется потребность обратиться к кому-то (или чему-то). Некоторые paзговаривают сами с собой: подбадривают, отдают команды, задают вопросы. Через некоторое время почти все находят себе какого-нибудь собеседника.

Спелеолог М.Сифр, который с целью научных исследований провел 63 дня в одиночестве в подземной пещере, поймал на полу своей палатки паучка. И я начал с ним разговаривать, - пишет он, странный это был диалог! Мы двое были единственными живыми существами в мертвом подземном царстве. Я говорил с пауком, беспокоился за его судьбу ...
Основная причина такого поведения людей, находящихся в условиях изоляции, заключается в том, что у них нет возможности для удовлетворения потребности в общении. Поэтому человек компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым и воображаемым.

Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельно ста человека.
Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей, вместе с ними.
Ока¬зывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или когда они общаются в процессе ее выполнения.

В своих классических экспериментах известный русский психолог и психоневролог В.М.Бехтерев изучал наблюдательность, способность к установлению различий сходных и сходства различных объектов, индивидуальное и групповое отношение к ситуации и ряд других моментов.
В эксперименте сначала регистрировались индивидуальные реакции, затем происходило коллективное обсуждение, принималось групповое решение, и каждый член группы опять записывал свое мнение в протокол.
Это мнение сравнивалось с первой зарегистрированной индивидуальной реакцией. Результаты исследований дали возможность констатировать факт несомненного преимущества совместной деятельности по сравнению с индивидуальной.
В ходе общения возрос объем знаний ка¬ждого, были исправлены ошибки.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.
Психологи разрабатывают специальные методы принятия решений в группе, предлагают пути совершенствования традиционных методов.
К таким методам относятся совещание, групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика и ряд других.

Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения

Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных.

Вербальный означает словесный. Вербальные средства воздействия -это слова.

Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью.
Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки, зевки, всхлипывания, фырканье, покашливание, присвистывание, прищелкивание языком, подражание звукам животных и др.
Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других — изменяя их смысл.
Если человек говорит: Обещаю, что обязательно это сделаю! с уверенной и искренней интонацией в голосе, то мы ему верим. Однако если он говорит это скучающим тоном, фыркает, подчеркнуто всхлипывает или нечаянно зевает - мы склонны усомниться в искренности обещания.

Невербальный означает несловесный. К невербальным средствам общения относятся взаимное расположение собеседников в пространстве, например, расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передаст другому параллельно с речью.
Внешность человека, шум, который он производит, запах духов - все это также невербальные сигналы. Невербальные сигналы тоже могут усиливать действие слов, ослаблять ею или совершенно изменять их смысл.
Например, если человек поворачивается к двери и, стоя спиной к собеседникам, произносит: Очень рад был с вами познакомиться, то это может вызвать недоумение или недоверие.

Парадокс состоит в том, что большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение или отношение, думают прежде всего о словах, которые они скажут.
Между тем правильнее было бы думать прежде всего о том, как произнести слова и какими действиями их сопровождать.
По известной американской формуле Меграбяна, при первом встрече каждый из нас на 55% верит невербальным сигналам другою человека, на 38% - паралингвистическим и лишь на 7% - содержании речи.
При последующих встречах это соотношение может измениться, однако значение невербальных и паралингвистических сигналов не стоит недооценивать.

Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может не переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом.

В процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга, так что в большинстве случаев человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.

Цели влияния

Влияние в межличностном общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей или через их посредство.
Когда воспитатель пытается привить своим подопечным определенные способы поведения, например, привычку говорить правду или доводить начатое дело до конца, он делает это не только потому, что считает эти привычки необходимыми, но также и потому, что испытывает потребность формировать у молодых людей такие привычки, вообще формировать других людей.
Когда руководитель добивается от подчиненных решения важной задачи или достижения цели, он не только достигает какого-то социально значимого результата, но реализует собственную потребность добиваться успеха (избегать неудачи, избегать неопределенности и т.п.).

Во многих случаях влияние может быть направлено прежде всего на удовлетворение личных потребностей, хотя совершается оно под видом пользы для дела, для общества, для других людей и т.п.
Например, учитель может использовать предоставленную ему возможность влияния для того, чтобы удовлетворить потребность в ощущении собственной силы, самоутвердиться за счет своих учеников, испытать чувство удовлетворения от того, что они вынуждены подчиняться его требованиям, возможно, даже справедливым.
Руководитель может удовлетворять свою потребность добиться одобрения вышестоящего начальника или потребность выместить на других свою неудовлетворенность, озлобление жизнью, поэтому под маской критики или непосильных требований будет унижать или оскорблять своих подчиненных.
Родители могут стремиться удовлетворить свою потребность в отдыхе и покое, когда требуют от своих детей самостоятельности или выдержки, и т.п.

Каждый из нас может пытаться влиять на других, чтобы удовлетворить потребности, никак прямо не связанные с учебными, воспитательными или профессиональными задачами.
Однако для многих людей свойственно считать (или, по крайней мере, объявлять) цели своего влияния на других благородными, т.е. продиктованными интересами дела, общества, развития, творчества и т.д.
Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются. Между тем эти цели тоже необязательно неблагородны .
Они могут быть связаны со вполне оправданными человеческими потребностями в сочувствии, внимании, принятии другими людьми, одобрении, психологическом комфорте, одиночестве, безопасности, подтверждении собственной значимости и силы и др.

Современному человеку важно осознать истинные цели своего влияния на других для того, чтобы не пытаться воздействовать на других. Неконструктивными способами, прикрываясь интересами дела или общества.
Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны итого, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти конструктивные способы получения помощи и поддержки других людей для их осуществления.

Познание в процессе межличностного общения

Познание других людей в процессе межличностного общения является как результатом, так и условием общения.
Познание другого человека предполагает формирование преставления о нем, которое включает характеристики его внешности, систему заключений о качествах, способностях человека, его отношении к различным сторонам действительности, к себе, другим людям, а также говорящих об его сопиально-групповой принадлежности.

Чем более полным и точным представлением о другом человеке мы располагаем, тем более подходящий способ поведения в общении с ним мы выберем.

Основными источниками формирования представления о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности.
Несмотря на то что большинство людей понимают, что не существует непосредственной связи между особенностями физического облика человека и его личностными качествами, выводы о таких зависимостях распространены.
В то же время есть люди, которые сознательно связывают особенности внешности с качествами личности. В специально проведенном исследовании выяснили, что из 72 опрошенных людей 17 человек считают, что люди с большим лбом - умные, 14 человек сказали, что полные люди обладают добродушным характером, и т.д.
Подобные обобщения могут быть результатом недостаточной психологической компетентности, следствием поверхностного анализа собственного опыта общения. Но тем не менее эти тенденции - реальный факт, и они оказывают влияние на характер представлений о личности других людей.

Гораздо более обоснованными являются представления о личности другого человека, сформировавшиеся на основе наблюдений за экспрессивными характеристиками внешности, поскольку последние функционально связаны с психологическими качествами личности.
И все же основными источниками формирования представления о личности другого человека являются его поведение и деятельность.
При этом содержание понятий о личности другого человека зависит от характера деятельности, ее результатов, особенностей протекания, от вклада каждого участника в общий результат.

Исследования социальных психологов показывают, что наиболее точные, адекватные представления о других людях складываются у тех, для кого характерна направленность на другого человека.
О большом значении для нормального общения наличия у партнеров направленности на другого человека писал В.А.Сухомлинский: Умей чувствовать рядом с собой человека, умей чувствовать его душу, его желания .

Еще одним фактором, который наряду с направленностью на другого человека обеспечивает способность адекватно понимать и оценивать других людей, является степень развития у человека познавательных и эмоциональных процессов.
Среди познавательных процессов для эффективного межличностного общения особое значение имеют внимание, Восприятие, память, мышление, воображение.
Развитость эмоциональной сферы в ходе общения проверяется прежде всего тем, умеет ли человек сопереживать другим людям.

Выбор способа поведения в ходе межличностного общения во многом зависит и от уровня самопонимания и самооценки, на основе которых формируется умение сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения. Специальные исследования показывают, что неадекватная самооценка затрудняет межличностное общение.
Характер ее неадекватности, в частности, сказывается на положении индивида в структуре группы: у людей с резко завышенной самооценкой социометрический статус в группе значительно ниже, чем у людей с Заниженной самооценкой.

Процесс приближения представлений о себе и представлений других людей об этом человеке к наиболее адекватному - весьма сложный Процесс, который включает познание самого себя и всестороннее познание другого.

Типичные трудности и техника межличностного общения

Вернемся к результатам анализа нашего повседневного общения. По-видимому, все ситуации, которые вы внесли в табл. 6, различаются по степени значимости, вашей личной удовлетворенности этим общением, а также по другим характеристикам.
Возможно, некоторые из этих ситуаций вы могли бы выделить как наиболее трудные для вас.

Таким образом, можно говорить о субъективной оценке трудности той или иной ситуации общения для человека. Чаще всего люди испытывают трудности в тех ситуациях, в которых отсутствует цель, недостаточно ресурсов и по тем или иным причинам самооценка занижена.
В результате перечисленных причин возникает неуверенность в себе. Состояние неуверенности в себе возникает периодически у каждого человека. Однако если оно повторяется, то может перейти в чувство, а затем крепиться уже как свойство личности.

Малый разговор

Для того чтобы вовлечь человека в разговор, необходимо начинать с того, что является для него интересным или важным. Поэтому самый главный навык при ведении беседы - навык быстрой ориентации в том, что может быть предметом вступительного, так называемого малого разговора.

Малый разговор в большинстве случаев касается тех тем, которые собеседнику приятно или интересно обсуждать. Чаще всего они касаются позитивных сторон его собственной жизни. Цель малого разговора - создать благоприятную психологическую атмосферу, зало жить основы взаимной симпатии и доверия. Он зачастую не имеет ничего общего с тем большим разговором, который был запланирован и должен составить суть встречи. Тема малого разговора рождается непосредственно в момент встречи. Важно помнить следующие правила малого разговора:

  1. Тема не должна быть слишком серьезной и касаться нерешенных проблем, забот и тревог. Все это нужно оставить для большого разговора.
  2. Полезно начать с уточняющего вопроса о приятных событиях жизни собеседника, о которых вам уже что-то известно, например: Я слышал, что вы в воскресенье были на этом чудесном фестивале?.., Какая чудесная у вас ручка, это подарок вашей жены, вы сказали. Теперь уже линию метро провели почти прямо к вашему дому, не правда ли?
  3. Делайте как можно больше положительных высказываний о paзных предметах, о чужих идеях, достижениях, о людях, не участвующие в разговоре, но известных обоим собеседникам, и т.п.
    Например: Миг нравится, что теперь в городе появился коммерческий транспорт. Когда торопишься, он незаменим; Я недавно встретил Андрея. Он был так увлечен своими мыслями! Готовит изобретение. Замечательно!; Сегодня я встретила так много интересных людей! и т.п.

Искусство задавать вопросы

Известно, что в научном исследовании точно поставленный вопрос -это наполовину решение проблемы. В общении хорошо поставленным вопросом будет тот, на который собеседник захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать.

Вопросы могут быть закрытыми, открытыми и альтернативными.

Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать однозначный ответ, например да, нет , назвать точную дату, имя или число и т.п.
Например: Вы живете в Москве? - Нет. Вы любите психологию? - Да .

Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить одним словом. Такой вопрос начинается со слов почему, зачем, каким образом, каково ваше решение по поводу, что вы могли бы нам предложить и т.п., а это требует развернутого ответа.

Альтернативный вопрос представляет собой нечто среднее: задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа.
Например: Каким образом вы решили стать инженером: сознательно выбрали эту специальность, пошли по стопам родителей, решили поступать вместе с другом или сами не знаете, почему?

Для того чтобы разговорить собеседника, лучше использовать открытые вопросы, на которые ему интересно отвечать.
Можно попробовать (использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни Одна из альтернатив не задевала собеседника (Ах вот, какие у вас Предположения по поводу меня!).
Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым собеседником, лучше применять закрытые вопросы. При этом надо помнить, что мы узнаем лишь то, о чем спрашиваем, в то время как при открытых вопросах мы можем узнать многое такое, что не касается существа вопроса.

Рекомендуется смягчать вопросы, могущие задеть собеседника, и формулировать их в форме условной гипотезы. Например, вместо вопроса
Ты что, боишься его? рекомендуется задать вопрос: А может выть так, что иногда у тебя возникает страх перед этим человеком?

Не рекомендуется начинать вопрос со слов: Ты что... или А почему ты не... По-настоящему грамотный вопрос - это запрос об информации, а не скрытое обвинение.
Если вы недовольны решением собеседника или его действиями, постарайтесь тактично сказать ему об этом в форме утверждения, но не в форме вопроса.

Аналогичным образом, если вы заранее знаете ответ на вопрос, не задавайте его.

Методы активного слушания

Часто нам мешает слушать сосредоточенность на собственных мыслях или желаниях. Иногда получается так, что формально мы слышим партнера, а по существу - нет.
Это хорошо иллюстрируется диалогом из киножурнала Ералаш . Два мальчика - толстый и тонкий - сидят на школьном подоконнике. Один из них очищает мандарин на глазах у другого и медленно, с аппетитом съедает его.
Другой мальчик говорит: Вот если бы у меня был мандарин, я бы с тобой поделился. Толсты и отвечает, глядя в пространство: Да... Жаль, что у тебя нет мандарина Формально диалог состоялся, но понимание не достигнуто.

Чтобы лучше понять собеседника, рекомендуется использовать техники активного слушания: дословного повторения и перефразирования.

Дословное повторение — воспроизведение части высказывания napтнера или целой его фразы. Например:

- Я не согласен с тем, чтобы эту работу мы выполняли вдвоем с Сергеем. Нам невозможно будет договориться. Мы просто увязнем в словах.

- Увязнете в словах?

- Ну, конечно. Ты понимаешь, что такое соединить меня с Сергеем в одну команду? У каждого свои представления, как нужно делать этот проект, свои идеи.

- Свои идеи?

- Конечно. Так пусть лучше будет два проекта.

- Два проекта...

Дословное повторение помогает нам самим сосредоточиться на словах партнера и неотрывно следить за нитью его рассуждений.
Партнеру повторы дают понять, что его слышат, причем слышат настолько хоро¬шо, чтобы быть в состоянии воспроизвести его слова. Для того, чтобы повторения звучали естественно, можно начинать их с вводной фразы Как я понял вас ..., Итак, ты считаешь ... и т.п.

Перефразирование — краткое воспроизведение основного содержания речи партнера, сути его высказывания.

Например:

- Пусть будет два проекта, два решения. Пусть будет соревнование проектов, а не наше личное соревнование внутри проектной группы. Так будет лучше для дела. Пусть победит лучший проект. Если это будет проект Сергея, а не мой, что ж... Я с этим соглашусь, в конце концов. Если меня убедят, что это действительно так.

- Итак, ты предлагаешь, чтобы вы сделали два независимых проектов и потом был выбран лучший?

Здесь мы воспроизводим высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах.
Начать можно с вводной фразы: Твоими основными идеями, как я понял, являются…; Другими словами, вы считаете, что… и др.

Виды влияния:

  1. Убеждение. Конструктивный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия.
  2. Самопродвижение. Конструктивный вид влияния при условии, что мы не используем обманных трюков и раскрываем свои истинные цели и запросы.
  3. Внушение. Спорный вид влияния; внушение - это всегда проникновение через черный вход сознания; цели инициатора внушения могут не совпадать с целями адресата.
  4. Заражение. Неоднозначный вид влияния, особенно если непроизвольно передаются неблагоприятные состояния - апатия, тоска, злоба и т.п. Зара¬жение интересом, воодушевлением, энергией считается, как правило, конструктивным.
  5. Пробуждение импульса к подражанию. Спорный вид влияния; считается конструк¬тивным в воспитании детей и при передаче мастерства от профессионала высокого клас¬са молодому профессионалу.
  6. Формирование благо¬склонности. Неоднозначный вид влияния, поскольку мо¬жет содержать в себе элемент манипуляции: невинный обман в форме хвастовства или лести (подражание - высшая форма лести), невинный подкуп и шантаж после оказания услуги и т.п.
  7. Просьба. Спорный вид влияния; в российской культуре иногда считается разрушительным для того, кто просит, в американской культуре счита¬ется законным.
  8. Принуждение. Неоднозначный вид влияния; считается конструктивным в некоторых педагогических, политических системах и в аварийных ситуациях.
  9. Деструктивная критика. Неконструктивный вид влияния; противоречит потребности человека в ощущении собственной значимости и силы, уважении других.
  10. Игнорирование. Неоднозначный вид влияния: может как принижать адресата, так и, напротив, помогать ему сохранить лицо.
  11. Манипуляция. Неконструктивный вид влияния, поскольку адресат поставлен в положение живой машины, выполняющей чужой замысел, или музыкального инструмента, на струнах которого играют другие.
    Адресату влияния трудно бывает простить такой скрытый контроль над собой, даже если манипулятор стремился действовать ему во благо. Манипуляция противоречит потребности в ощущении собственной значимости, независимости и уважения других.

Источники:

  1. Добрович А. Общение: наука и искусство. – М.: Яуза, 1996. – 254 с.
  2. Егидес А. Как разбираться в людях, или психологический рисунок личности. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие для студентов вузов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 433 с.
  4. Кричесвский Р.Л., Дубовская Е.М.Социальная психология малой группы: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320 с.
  5. Нартова – Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. – 416 с.