Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Сам себе психолог

Общение с собой

Стань таким, как я хочу!


Отношения с другим человеком - это всегда риск. Вдруг он обидит? Вдруг обманет?

Стоит ли доверять людям? Глобальный такой вопрос, да?
И сразу тянет ответить на него философской фразой - это, дескать, каждый взрослый человек решает для себя сам...
Вот только как именно человек решает?

У каждой задачи - и у математической, и у жизненной - есть своя технология решения, последовательность необходимых ходов, которые должны привести нас к ответу.
Какой же может быть эта последовательность ходов в задачке о доверии?
И не торопитесь говорить, что в жизненных задачах все слишком сложно, чтобы их решение можно было технологизировать и вывести определенный алгоритм.
Такой алгоритм вполне можно вывести. Хотите, я покажу это на примере этого самого пресловутого доверия?

Итак, шаг первый.
Необходимо ответить самому себе на вопрос А что, собственно говоря, я называю доверием? .
Вариантов понимания этого слова может быть не так уж много.
Хотите - верьте, хотите - нет, но ответы большинства людей на этот вопрос можно свести к простой формуле: Доверие - это уверенность (надежда, вера и т. п.) в том, что другой человек такой, каким я его себе представляю.

Например, по каким-то одной мне ведомым причинам я решила, что некто, безусловно, порядочен.
Причем еще вопрос: знаю ли я точно, какой смысл сама вкладываю в слово порядочность?
Есть ли у меня в голове вполне определенный перечень принципов, следование которым я называю порядочностью?
И, даже если такой перечень имеется, обсуждала ли я его с этим некто?
И получила ли его полное и безоговорочное согласие с этими принципами и заверения в непреклонной готовности им следовать в любой ситуации?

Согласитесь, если хоть на один из вышеперечисленных вопросов я не могу ответить да, то моя уверенность относительно порядочности другого человека оказывается всего лишь предположением, не более.
Но и этого мало.
Скажите, пожалуйста, вам никогда не приходилось удивляться собственным поступкам?
Так удивляться, чтобы самой себе признаться: Надо же! Как это случилось? Я сама от себя этого не ожидала...?
Вам приходилось так думать? А чего же тогда вы хотите от другого человека?!
Чтобы он сам для себя (и для вас, разумеется) был предсказуем, как тульский пряник?

И, наконец, последнее.
Не правда ли, вы сегодня точь-в-точь похожи на ту себя, какой были хотя бы полгода назад?
У вас не появилось никаких новых мыслей, новых отношений к кому-то или чему-то, новых воспоминаний?
Или все-таки вы не похожи? Значит, люди имеют обыкновение меняться?
А когда, позвольте спросить, вы наделили другого своим доверием? Пять лет назад!
И за эти пять лет он, конечно же, ни чуточки не изменился, с ним не происходило ровным счетом ничего важного, что могло бы заставить его стать хоть немного другим?
Неужели те, кому вы доверяете, такие скучные люди с такой серой и унылой жизнью?

Получается, что такое представление о доверии для человека равнозначно его уверенности в непогрешимости своих собственных фантазий относительно других людей.
Я придумала себе другого - таким, каким он мне понравился бы, - и он теперь всю жизнь обязан соответствовать моему представлению о нем.
Шаг вправо, шаг влево - караул! Мое доверие обманули! Как он мог?! Я же ему так верила!

Подведем итоги первого шага нашего алгоритма.
Если ваш ответ свелся к обязанности другого человека быть именно таким, каким вы его придумали, то у вас есть три возможных варианта следующего шага. Выбирайте сами.
Вариант первый: никому нельзя доверять. Все равно обманут.
Если вы не претендуете на роль хранительницы истины в последней инстанции, то ваши представления о другом человеке рано или поздно в чем-то разойдутся с реальностью, и тогда не миновать боли, обид, разочарований и прочих страданий.
Вариант второй: вы - наместник Бога на Земле, истина вам известна доподлинно, ваши представления о другом человеке ошибочными быть не могут, поэтому если уж вы кому-то решили довериться, то это наверняка правильно.
Доверяйте на здоровье - хоть всем и каждому.
Только заранее запаситесь розовыми очками или приготовьтесь к тому, что когда-нибудь всю процедуру выяснения возможности кому-то доверять вам придется повторять с самого начала.
Вариант третий: может быть, что-то не так с вашим представлением о доверии?
Если вы выбрали третий вариант, то процесс решения задачи о возможности доверять другим людям окажется чуть длиннее, чем при выборе первых двух.
Но вы не волнуйтесь: вам все равно осталось сделать только одно - найти такое понимание слова доверие, с которым можно было бы спокойно и радостно существовать.
Если, конечно, вас действительно не устраивают два первых варианта...
Итак, в новом определении доверия нам необходимо учесть две вещи - возможную ошибочность наших представлений о другом человеке и наше желание все-таки кому-то доверять.

Так все-таки что же нам делать с тем, что другой человек может оказаться не таким или не совсем таким, как мы его себе представляли?
Понятно, что обсуждение с ним наших представлений о нем вряд ли решит проблему: человек имеет полное право не слишком хорошо себя знать и понимать - и даже обмануть нас он право имеет!
Значит, нам придется смириться с тем, что, как бы хорошо мы человека ни знали (или думали, что знаем...), он может преподнести нам какие угодно сюрпризы.
Собственно говоря, и мы ему можем преподнести сюрпризы. Мы можем удивить даже самих себя!
А это, в свою очередь, означает, что в общении мы рискуем всегда. Даже с самым близким, самым открытым и самым расчудесным человеком на свете.
И вовсе не потому, что люди плохи по своей природе. Просто мы не боги - имеем право ошибаться.

Идем дальше. Если мы рискуем всегда, то разница, видимо, только в степени этого риска.
Чем больше мы считаем возможным открыться - тем больше рискуем. Так зачем же нам это делать?
А ответ очень прост: мне интересно. Человек мне нравится. Я хочу с ним общаться во что бы то ни стало!
И я хочу этого так сильно, мне с ним настолько интересно, что я готова платить за саму возможность общения любым риском.

И тогда для ответа на вопрос Стоит ли доверять этому человеку? достаточно понять, хотите ли вы свободно и открыто с этим человеком общаться.
И настолько ли вы этого хотите, чтобы пойти на риск.
А уж на вопрос о себе самой грех не найти верный и честный ответ!

Текст составлен по источникам, находящимся в фонде библиотеки им. Н.К. Крупской.