Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Б

Брентано Франц

Франц Брентано родился 16 января 1838 г. в немецком городе Мариенберге.
После окончания университета (теологический факультет) он принял сан, став католическим священником.
Однако со временем Брентано все более разочаровывался в теологии и наконец, спустя несколько лет, сделал ряд критических высказываний в адрес церкви, за что был отлучен и лишен сана.
В 1872 г. Брентано стал профессором философии в университете города Вюрцбурга, а через два года был приглашен в Венский университет.
Однако и на этом поприще его судьба сложилась драматически, и спустя восемь лет он был исключен из профессуры.
Брентано переехал в Италию, где жил практически до смерти.
Умер он в Цюрихе 17 марта 1917 г.

В своем учении Франц Брентано стремился восстановить утраченную в классической философии тесную связь между философией и психологией.
Он критически относился ко всей традиции классического философствования, которая не принимала во внимание огромную важность душевных процессов в познании человеком реальности и самого себя.
Брентано намеревался совершить синтез описательной психологии и гносеологии (науки о человеческом познании). Свою теорию он называл психогнозией, или феноменогнозией.
Главной идеей психологической теории Брентано была возможность трактовки психологических явлений как интенциональных, то есть таких, которые в своей основе имеют направленность на предмет.
Интенция и есть направленность на что-то, что человек хотел бы познать или понять.
Таким образом, все психологические явления, по Брентано, имеют в своей основе направленность на какой-то объект.
Само понятие интенциональности Брентано заимствовал от мыслителей Средневековья, которые уже в ту пору интересовались тем, как протекает познание и какие психологические факторы способствуют достижению человеком истинного знания.
В частности, это были тексты Фомы Аквинского, который писал, опираясь на Аристотеля, о том, что способность представления (то, как предметы предстают перед нами в нашем мышлении) есть чистая форма без материи (то есть что эта способность уже находится в мозгу еще до того, как человек сталкивается с окружающим миром вещей).
Поэтому более важным является не сам предмет, каким он существует независимо от человека, но представление этого предмета в том виде, в каком оно существует в сознании.
Понятие интенциональности дает множество преимуществ исследователю, испытывающему затруднения, связанные с проблемой удвоения миров.
Эта проблема, издавна беспокоившая ученых, заключается в следующем: каждому человеку известно из жизненного повседневного опыта о том, что внешний мир существует.
Также нам известно, что в наших мыслях этот внешний мир как-то отражается, позволяя нам оперировать образами предметов даже тогда, когда мы не видим и не воспринимаем их.
Таким образом, получается, что на самом деле существует два независимых мира, что логически неправомерно.
К тому же невозможно определить, какой из этих миров является истинным, так как, возможно, то, что мы представляем, не схоже с существующим вокруг нас, ведь наши органы чувств так несовершенны и не могут дать правильного отображения предметов.
Следовательно, перед нами сложная проблема, и решение ее было затруднительным до тех пор, пока Брентано не придумал свою психогнозию.
С введением им термина интенциональность проблема удвоения миров была решена:
Брентано определил интенциональность как стремление к предмету, внутренне присущую специфическую направленность сознания на предмет.

Таким образом, главная характеристика интенционального сознания - направленность на объект.
Брентано называет ее по-разному: внутреннее существование, внутренне присущая предметность.

Главное, что здесь имеется в виду, - это осуществляющееся через интенциональные акты восприятия окружающего мира слияние предметов в том виде, как они существуют вне нас, с тем, как они существуют внутри психики.
Так как каждый человек, совершая акт мышления, всегда мыслит нечто, так как мыслить ни о чем принципиально невозможно, мир мыслимых предметов становится реальным миром, и другого, помимо него, не существует.
Человек получается как бы замкнутым в этот мир интенцио-нальных актов и предметов, получаемых в процессе интенции.
Поэтому самым главным в психологии, философии и во всех прочих науках становится психика воспринимающего внешний мир человека, так как она и ее явления - единственная реальность, доступная человеку.
Мы не можем выйти вне ее, не можем знать, что там и есть ли вообще что-нибудь.
Однако при этом нельзя сказать, что явления психики, те предметы, которые мы храним в нашем мышлении, совершенно не связаны с внешним миром.
На самом деле и те и другие представляют собой некий синтез, неразрывное единство.
Таким образом, любое психологическое явление характеризуется возможностью ментального существования предмета.
Вещи обретают свое существование в уме человека, и их существование вне его не должно быть предметом внимания (не потому, что вовне предметы не существуют, а потому, что это их внешнее существование недоказуемо).
Со времен античности в психологии укрепилось мнение о том, что каждому понятию, каждому образу сознания должен соответствовать некий предмет в реальности.
Следовательно, действительность оказывается наполненной огромным количеством мнимых предметов, например таких, как мифологические кентавры и русалки.
Но понятие интенциональности, примененное Брентано, позволяет избежать подобных недоразумений.
Реальным Брентано объявляет только индивидуальное, конкретные проявления психического, а не якобы существующие явлеnotния, отражающие это индивидуальное.
В частности, как считает мыслитель, нельзя говорить о том, что в действительности существует любовь, так как мы можем встретить только ее проявления, а именно - влюбленных людей.

Предложенная Брентано идея интенциональности, понимаемой как необходимая и внутренне присущая человеческому сознанию направленность на предмет, внесла значительную лепту в историю психологической науки, так как позволила рассматривать человеческую психику не как нечто статичное, раз и навсегда завершенное и установившееся, но как некий непрерывный процесс, как постоянная деятельность по восприятию внешнего мира, своеобразному поглощению его и выстраиванию внутри психики в виде внутреннего мира психических явлений.

Брентано выделяет три различных класса психических феноменов:

  1. психические акты восприятия или представления;
  2. психические акты суждения;
  3. акты любви и ненависти, или эмоциональные акты.

При этом психические акты, принадлежащие к первой группе, характеризуются как очевидные.
Они лежат в основе всех остальных актов, в том числе и в основе актов суждения, в ходе которых что-то признается или опровергается.
Таким образом, единственным: фактором, имеющим решающее значение для мышления, становится внутренний опыт каждого человека.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Психология: словарь / под ред. А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский.-2-е изд. испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990.-495 с.