Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Ч

Челпанов Георгий Николаевич

Георгий Николаевич Челпанов родился 16 апреля 1862 г. в город Мариуполе Екатеринославской губернии.
Начальное образование он получил в местном приходском училище, а затем учился в Александровской Мариупольской гимназии, которую он окончил в 1883 г. с золотой медалью.
Именно там он впервые заинтересовался психологией.
Его колебания, кого избрать своим руководителем, склонились в пользу Н.Я. Грота, и в 1883 г. Г.Н. Челпанов поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, где в то время преподавал Н.Я. Грот.
В 1887 г. Г.Н. Челпанов окончил его с золотой медалью за сочинение на тему Опыт и разум в теории познания Платона и Аристотеля.
В 1890 г. он сдал магистерский экзамен по философии и психологии и в 1891 г. стал приват-доцентом Московского университета, а в 1892 г. был зачислен в штатные приват-доценты Киевского университета.

В 1896 г. Г.Н. Челпанов защитил диссертацию на тему Проблема восприятия пространства и получил степень магистра философии.
С 1897 г. он работал в Киеве, вел и редактировал труды организованного там психологического семинара.
В это время он активно занимался проблемами педагогики и выступал с докладами, посвященными этой теме.
Г.Н. Челпанов выступал против чрезмерного увлечения экспериментальной психологией, в особенности против применения методов экспериментальной психологии в педагогической практике.
Тем не менее он вовсе не был противником экспериментальной психологии.

В 1888 г. он выступил с докладом на заседании Московского психологического общества, в котором определил научную значимость эксперимента в психологии.
Вместе с тем он считал необходимым сочетать его с теоретической психологией, задачу которой он видел в систематизации, сведении к единству данных, полученных эмпирическим путем.
На этом этапе его творчества важной является работа <<Мозг и душа>>, написанная в 1900 г., где Г.Н. Челпанов рассмотрел вопросы материализма в психологии.
Основой этой работы был курс лекций, прочитанный им в 1898-1899 учебном году в Киевском университете.
Наиболее приемлемой гипотезой для выражения отношений между психическим и физическим он считал психофизический параллелизм в его эмпирической формулировке.
Рассмотрению этой гипотезы он уделил в книге большое внимание.

В 1904 г. он защитил следующую диссертацию, на этот раз докторскую.
В ней он продолжал тему, начатую в 1896 г., - Проблемы восприятия пространства (часть 2-я).
Рассматривая вопрос о пространстве с точки зрения гносеологии (науки о познании), Г.Н. Челпанов протестовал против смешения гносеологической и психологической точек зрения.
Он изучал вопрос о происхождении геометрических аксиом, отрицал их эмпирический характер.
В вопросе о реальности пространства он подверг критике все виды гносеологического идеализма и придерживался теории критического реализма.
За это время он несколько раз выезжал за границу, где слушал лекции Дюбуа-Реймона, Геринга и Кенига по философии, Штумпфа и Вундта по психологии.
Параллельно он занимался в институте Вундта в Лейпциге и в институте физиологической оптики в Берлине.
В 1907 г. Г.Н. Челпанов был избран профессором философии и психологии Московского университета, где он впоследствии организовал лабораторию и психологический семинар.

В 1909 г. Г.Н. Челпанов выпустил книгу, которая сыграла впоследствии значительную роль в его жизни.
В этой работе, представляющей собой конспект 16 лекций ученого, он подробно рассмотрел марксизм.
Так, в лекции Об исторических законах он указывал два противоположных подхода к вопросу о постижении этих законов: идеалистический и материалистический, одной из разновидностей которого является марксизм.
Изложив сущность этого направления, Г.Н. Челпанов в своей работе перешел к его оценке.
Прежде всего он подчеркнул его положительные стороны, среди которых основное - мысль о том, что идеи могут носить утопический характер.
Также, считал Г.Н. Челпанов, учение Маркса имело и недостатки.
Например, положение о том, что социальное хозяйство - это единственный фактор движения истории.
По Г.Н. Челпанову, историческую причинность нельзя объяснить только одним фактором.
Таким образом, не отрицая важности экономических отношений, он считал необходимым признание значимости идей и идеалов.
С точки зрения натуралистической концепции, роль личности сводится к нулю, но Г.Н. Челпанов отстаивал идею о значимости человека и его психики, т.е. признавал значение духовного фактора в истории.
Он возражал против того, что психическая причинность есть только отражение физической, что было одним из основных принципов материализма.
По мнению ученого, сведение психического к нулю означает неверное толкование отношений между психическим и физическим.

На Втором Всероссийском съезде по задачам психологии, состоявшемся в июле 1909 г., Г.Н. Челпанов выступил с докладом, в котором показал проведенный им анализ задач развития современной психологической науки.
Он отметил тенденцию противопоставлять теорию фактам, придавать им большее значение, чем различным теориям.
Это вызвало у Г.Н. Челпанова тревогу за дальнейшее развитие психологии, чтобы избежать возможных проблем, он призывал объединять эксперимент и теорию.
В следующем году на торжественном заседании Психологического общества он обратил внимание на состояние индивидуальной психологии. Г.Н. Челпанов считал, что методы, применяющиеся в этой отрасли науки, должны быть более основательными.
Те же методы, которые в то время существовали, еще не были точными, не гарантировали получения истинного знания.
Поэтому они могут дать представление не о личности в целом, а об отдельных ее проявлениях.
Возвратившись в своем рассмотрении к проблемам психологии и педагогики, Г.Н. Челпанов определил их отношения как сложные и неоднозначные. По его мнению, педагогика имеет свой предмет и не может базироваться только на психологии.
Педагогика должна опираться, в первую очередь, на философскую этику, дающую обоснование идеалов воспитания, а психология только указывает средства, при помощи которых можно достичь этих целей.
Таким образом, Г.Н. Челпанов считал, что педагогику нельзя рассматривать как прикладную психологию.

В 1914 г. на базе лаборатории психологических исследований и психологического семинара возник Психологический институт, организованный Г.Н. Челпановым.
С 1914 идо 1923 г. Г. Н. Челпанов был директором этого института, но ему было предложено передать руководство К.Н. Корнилову.
Уйдя из института, ученый был практически лишен возможности продолжать научную деятельность.
В 1926 г. он подал прошение о зачислении его в Психологический институт, которое было отклонено.
Вместо этого Г.Н. Челпанов занимался научным творчеством в Государственной академии художественных наук, где исследовал проблемы восприятия пространства и художественного творчества.

Темой основных работ Г.Н. Челпанова в 1920-е гг. было разъяснение своей позиции по отношению к марксизму.
Он отвергал все обвинения в его адрес как необоснованные, защищая тезис о независимости психологии от любой философии.
Он также настаивал на том, что принцип психофизического параллелизма, а также содержание традиционной психологии отвечает принципам марксизма.
Он выпустил множество работ, посвященных этой проблеме: Психология и марксизм, Социальная психология и условные рефлексы, Объективная психология в России и Америке.
В последние годы жизни, столкнувшись с полной изоляцией своего творчества от остального мира, Георгий Николаевич Челпанов потерял силы для дальнейшей работы, и его здоровье ухудшилось.

После известия о трагической гибели сына он прожил недолго и 13 февраля 1936 г. умер.
Г.Н. Челпанов сыграл, пожалуй, главную роль в становлении российской психологии.
Через Психологический институт, организованный им, в свое время прошли почти все значительные психологи нашей страны.
Отстранение от руководства Институтом стало для него настоящей трагедией, после которой он так и не смог до конца оправиться.
Его теоретические разработки в области педагогики и психологии во многом повлияли на дальнейшее развитие этих наук.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдов и др.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Педагогика-ПРЕСС, 1998.-440 с.