Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Д

Дьюи Джон

Идеи, предложенные психологом и философом Джоном Дьюи, принято относить к так называемому функциональному направлению в психологической науке.
Джон Дьюи родился 20 октября 1859 г. близ Берлингтона, штат Вермонт, США.
Получив образование, он преподавал сначала в Мичиганском и Чикагском университетах, а с 1901 по 1931 г. занимал должность профессора в Колумбийском университете в Нью-Йорке.
Основные сочинения Дьюи посвящены проблемам педагогики (<<Школа и общество, 1899), антропологии и гносеологии (Человеческая природа и поведение, 1922, Опыт и природа, 1925). философской логике (Исследования по логической теории, 1903. Как мы мыслим, 1910, Очерки по экспериментальной логике. 1916, Логика: теория исследования, 1938).
Во всех своих работах автор предлагает новые пути для развития психологической науки, а также перерабатывает и существенно дополняет основные принципы школы философского прагматизма.
В первые годы своей карьеры Дьюи находился под сильным влиянием идеализма неогегельянского толка, который был чрезвычайно популярен в Америке на рубеже XIX-XX вв. Но затем он превзошел эти влияния и выработал систем собственных идей.
Уже будучи семидесятилетним старцем, Дьюи написал собственную биографию, которой подробно рассказал о все перипетиях своей научной судьбы. Эта книга носит название От абсолютизма к эмпиризму.

Главные идеи Дьюи всегда были определены его все более возрастающим интересом к педагогике преподавательской деятельности.
Все работы ученого были так или иначе связаны с этой сферой. Дьюи хотел создать из педагогики тщательно обоснованную и оптимально разработанную дисциплину, т.к. очень хорошо видел недостатки существующих подходов к образованию вообще и работе с учащимися и студентами в частности.
Теория и практика преподавания и воспитания, какими он видел их на тот момент, были лишены прочной и надежной основы, что, по мнению Дьюи, являлось одной из причин невозможности построения в США по-настоящему демократического общества.
В своей книге Демократия и образование (1916) ученый проявил себя как активный реформатор процесса обучения и всей педагогической дисциплины вообще.
Он попытался провести научное обоснование педагогики, и этот замысел привел Дьюи к серьезным занятиям психологией и философией, которые он рассматривал с точки зрения заинтересовавшего его учения прагматизма. Одной из основных книг, принципиально повлиявших на его творчество, Дьюи называл <<Принципы психологии>> Джемса, труд, по праву считающийся уникальным явлением в истории научной мысли.
Именно из этой книги Дьюи заимствовал и развил концепты дискриминации, сравнения, размышления и др. И ее основная ядея - жизнь как действие - стала для Дьюи своего рода жизненным и творческим девизом.
Приобретя огромную известность как ученый и педагог, он прожил довольно долгую жизнь, окруженный учениками и соратниками.

Начало карьеры ученого было связано, как и у ряда других известных мыслителей XX в., с психологией.
Его книга, которая гак и называлась - Психология (1886), была первым американским учебником по данному предмету.
Первую известность Дьюи принесла небольшая статья под названием Понятие о рефлекторном акте в психологии, вышедшая в 1896 г.
В ней автор резко выступает против существующих в это время в науке о душе представлений о том, что основными единицами поведения служат так называемые рефлекторные дуги (т.е. происходящие в мозгу человекa процессы, близкие к примитивным рефлексам у животных).
Однако со временем Дьюи вслед за другими приверженцами прагматизма перешел на позиции течения, получившего название бихевиоризм (от английского слова behavior - поведение).
Основной идеей бихевиоризма стало стремление находить в поведении человека и его психических реакциях моменты сохранения и повторения. Постулат бихевиористов в его кратком выражении звучит так: Действие, следствием которого является успешный результат, имеет тенденцию к повторению, выбор целей и средств - все зависит от поведенческих реакций.
Решив соединить основные установки и принципы бихевиоризма с идеями прагматизма, Дьюи создал неповторимый комплекс идей, вошедший в историю науки как инструментализм.
Сущность инструментализма, по Дьюи, заключается в том, чтобы понимать познание, а также практику как совокупность способов, при помощи которых человек обеспечивает себя разного рода жизненными благами, существующими в реальном опыте.
Однако для того чтобы разобраться с тем, как это сделать, необходимо уточнить само понятие опыта.
Как считает Дьюи, неверно утверждать, будто опыт представляет собой поток сознания (это представление было свойственно ряду психологов до Дьюи, в том числе его непосредственному предшественнику Джемсу).
Элементы сознания конечно же в опыте имеются, однако весь опыт не сводится исключительно к ним.
По мнению ученого, опыт означает прежде всего не само познание, а способы действий и претерпевания (т.е. то, как человек поступает в том или ином случае, и то, как человек реагирует на те или иные ситуации и поступки других людей).

Обоснованное таким образом учение Дьюи назвал радикальным эмпиризмом, подразумевая под этим тот простой факт, что опыт является в его системе универсальным понятием и включает в себя как чувственный опыт, так и сверхчувственный, в частности, опыт моральный и религиозный. Дьюи в своем учении все более расширял понятие опыта, включив в него позднее также и художественный, социальный и культурный опыт.
Таким образом, феномен человеческого опыта охватывает всю жизнь каждого из людей в отдельности и всего человечества в целом, включая взаимоотношения с природой и саму окружающую среду.
Также опыт включает мир сновидений, все разнообразие болезненных состояний, ложь и заблуждение, магию и все, что с ней связано, - смерть, смятение, ощущение отсутствия смысла жизни, суеверия, так свойственные людям, и саму науку во всем ее многообразии.
Обобщая все сказанное, можно обозначить, что опыт в концепции Дьюи выступает как вид социальной практики, а именно - действие, определенное ситуацией, в которой находится индивид.
Опыт, по Дьюи, всегда конкретен, каждый раз он мой, твой или наш. Он может выступать в виде политического, религиозного, эстетического, интеллектуального или производственного опыта.
Он может разворачиваться по отношению к окружающей человека природной среде, а также по отношению к обществу.
И все существование этой среды, в которой бытийствует каждый человек, проявлено в опыте в наиболее полной мере, по причине чего никаких специальных доказательств его не требуется.
При этом кажущийся постоянным мир, даруемый человеку в опыте, постоянно изменяется и никогда не бывает статичным. Поэтому человек не может иметь прочных гарантий того, что воспринятое в опыте однажды будет оставаться таковым до окончания его дней.
Человек постоянно находится в состоянии обеспокоенности, он чувствует, что мир не подлежит контролю, что окружающая среда постоянно ускользает и в любой момент может случиться что-то непредвиденное.
Результатом названного состояния выступает чувство страха и ужаса перед реальностью. Подобный страх вызывают и природа, и социальные отношения.
Оказавшемуся в затруднении человеку как воздух необходима идея, которая поможет избавиться от страха и обрести уверенность.
Для этого Дьюи предлагает понятие ситуация сомнения. Она может быть легко проиллюстрирована примером из русской сказки: богатырь, стоящий на перепутье трех дорог и решающий, по какой из них ехать дальше, ведь на каждой его поджидают опасности.
Подобного рода ситуации Дьюи разложил на несколько составляющих частей, или этапов:

  1. этап, на котором впервые чувствуется затруднение;
  2. этап, на котором затруднение определяется при помощи слов;
  3. этап, на котором впервые возникает возможное решение;
  4. этап, на котором возможное решение тщательно обдумывается;
  5. этап, на котором происходит выбор: является ли придуманный способ для данной ситуации подходящим или нет.

Подобная пятиступенчатая структура подходит для описания любой проблематичной ситуации, перед лицом которой может оказаться современный человек.
Для ее решения мозг постоянно продумывает, отбрасывает и прорабатывает все возможные варианты поступков, представляющие собой своего рода инструменты в борьбе с проблемами.
Правильно отобранный инструмент ведет к разрешению проблемы, т.е. к успеху предпринятого действия или поступка.

Скончался Джон Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952 г.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Годфруа Ж. Что такое психология. - в 2-х томах. Том 2.-2-е изд. Стереотип./пер. с франц. Н.Н. Алипова; под ред. Г.Г. Аракелова.-М.: Мир, 1999.-376 с.