Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Е

Ермаков Иван Дмитриевич

История отечественной психологии долгие годы трактовалась весьма прямолинейно и упрощенно: борьба материалистических и идеалистических идей в дореволюционной науке, возобладание материалистической тенденции после 1917 г., ее полная победа в 20-30-е гг. и дальнейшее поступательное шествие советской психологии под знаменемдиалектического материализма.
В такой трактовке совершенно не оставалось места психоаналитической концепции, которую ее создатель 3. Фрейд сам затруднялся однозначно определить как материалистическую либо идеалистическую.
А психоанализ в России имеет богатую историю.
Первым иностранным языком, на который переведены труды Фрейда, был русский. Сам Фрейд Москву считал третьим мировым психоаналитическим центром после Вены и Берлина.
Интерес к психоанализу проявлял В. М. Бехтерев, на разных этапах своего научного творчества идеи Фрейда разделяли А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, А. Р. Лурия и многие другие видные ученые.

Но главенствующей фигурой в русском психоанализе выступал И. Д. Ермаков.
Биографические сведения об этом человеке весьма скупы и почерпнуты главным образом из лаконичных, скорее справочных материалов, опубликованных в последние годы дочерью Ермакова М. И. Давыдовой.

Иван Дмитриевич Ермаков родился 6 октября 1875 г. в Константинополе. В 1896 г. окончил Тифлисскую классическую гимназию.
Медицинское образование он получил в Московском университете, после окончания которого в 1902 г. был оставлен для работы в должности врача-психиатра в университетской клинике.
Уже в эти годы проявился интерес Ермакова к психологическим проблемам художественного творчества.
В автобиографии, написанной в 1926 г., он отмечает, что еще студентом наблюдал и пользовал в клинике М. А. Врубеля и на основании своих наблюдений впоследствии написал очерк о личности и творчестве великого художника.
В 1904 г. в связи с началом русско-японской войны И. Д. Ермаков был призван на военную службу и исполнял обязанности психиатра в госпиталях Харбина и Москвы.

Первые его научные работы, опубликованные в Журнале невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, отразили опыт и наблюдения психиатра, столкнувшегося в своей практике с психопатологическими последствиями военных действий.
После демобилизации И. Д. Ермаков вернулся к преподавательской и клинической деятельности в Московском университете. В 1906 г. стал действительным членом Общества невропатологов и психиатров.
В университетских стенах он проработал до 1921 г., пройдя путь от ординатора до заведующего психиатрической клиникой. Остался он в университетской клинике и в 1911 г., когда ее покинули его учитель В. П. Сербский и еще один видный деятель психоаналитического движения Н. Е. Осипов.
Сербский и Осипов таким образом выразили свой протест против политики министра просвещения Л. А. Кассо, стремившегося ограничить студенческие свободы.
С этого момента пути Ермакова и Осипова расходились все дальше, а отношения становились все более неприязненными, что, впрочем, характерно для личных взаимоотношений многих видных представителей психоаналитического движения.

И. Д. Ермаков успешно сочетал общественную и научную деятельность. В 1910-1917 гг. он был казначеем Благотворительного общества им. С. С. Корсакова.
С научными командировками посетил Париж (в 1913 г. из бран членом Парижского общества невропатологов и психиатров), Берлин, Берн, Цюрих, Мюнхен.
21 сентября 1913 г. И. Д. Ермаков выступил перед коллегами в университетской клинике с докладом об учении 3. Фрейда. С этого времени большинство его работ, увидевших свет, связаны с пропагандой психоаналитических идей.
Его активность на этом поприще была такова, что впоследствии (в 1929 г.) журнал Под знаменем марксизма, обличая в идеализме видных русских мыслителей, писал: Разве неизвестно, что по-русски Гуссерль читается Шпет, Фрейд, скажем, Ермаков, а Бергсон - Лосев?
Накануне Февральской революции 1917 г. в журнале Психоневрологический вестник появилась статья Ермакова О белой горячке. Интересно, что в работе на такую, казалось бы, специальную психиатрическую тему прозвучали патетические слова, ставшие, по сути своей, кредо будущих советских психоаналитиков:
Мы живем накануне новой эпохи в развитии нашего общества. Не уходить от действительности, не одурманивать себя призваны мы, - но расширить зрачки наши, постараться понять и разобраться в том, что нас окружает, и отдать все силы для того светлого будущего, которое (мы верим) ждет нашу страну.
В послереволюционные годы И. Д. Ермаков стал членом Совета психоневрологического музея-лаборатории и библиотеки профессора Ф. Е. Рыбакова, преобразованного вскоре в Государственный психоневрологический институт, при котором он организовал и возглавил отдел психологии.
При этом отделе в 1921 г. был создан детский дом-лаборатория, где подопечные дети изучались с точки зрения проявлений бессознательных влечений.
Детский дом располагался в красивом здании, известном москвичам как особняк Рябушинского. В 1922 г. шефство над этим учреждением принял союз германских горнорабочих Унион, в результате чего детский дом стал называться еждународная солидарность.
Контингент его воспитанников (весьма немногочисленный) составляли дети крупных советских и партийных руководителей, в том числе сын И. В. Сталина Василий.
По признанию А. Р. Лурии, бывшего в ту пору секретарем Психоаналитического общества, большого воспитательного эффекта работа наша не дала, но возможность заниматься интереснейшими проблемами науки в идеальных условиях мы на какое-то время получили.
В 1923 г. на базе детского дома был создан Государственный психоаналитический институт, который возглавил профессор Ермаков.
В Положении об институте определялись его задачи: а) организация научно-теоретических исследований в области психоанализа взрослых и детей; б) научное изучение вопросов, вызванных государственными потребностями; в) подготовка научных работников вузов в области психоанализа.

Последовавшие затем два года можно считать золотой эрой психоанализа в России.
Эта эра, однако, была короткой: 14 августа 1925 г. Государственный психоаналитический институт по постановлению Совета народных комиссаров был закрыт.
Прошло еще несколько лет, и фрейдизм в СССР был громогласно заклеймен как вредное буржуазное лжеучение. (Показательно, что в ту же пору в нацистской Германии труды 3. Фрейда бросали в пламя костров.)
Но краткая пора расцвета оказалась весьма продуктивной и отмеченной огромной активностью самого И. Д. Ермакова.
Как директор института, он в 1923- 1925 гг. занимался организацией исследовательской, терапевтической и просветительской работы, читал в институте для врачей, педагогов и социологов курс психоанализа, вел семинарии (кружки) по гипнологии и изучению художественного творчества.
В 1923 г. И. Д. Ермаков выступил одним из организаторов Русского психоаналитического общества, стал его председателем, а также возглавил в нем секцию психологии искусства и литературы.

Важнейшим вкладом Ермакова в развитие психоанализа явилась организация им издания книжной серии Психологическая и психоаналитическая библиотека, в которой с 1922 по 1925 г. были опубликованы переводы на русский язык основных работ 3. Фрейда, а также труды его последователей.
Ермаков выступил редактором серии и автором предисловий к большинству книг. В этой серии были опубликованы и две его собственные книги - Этюды по психологии творчества А. С. Пушкина.
Опыт органического понимания Домика в Коломне, Пророка, Маленьких трагедий (1923) и Очерки по анализу творчества Н. В. Гоголя (1924). Интерес к творчеству Гоголя возник у Ермакова давно. Повесть Нос, изданная в Москве в 1921 г., содержит его послесловие.
Впоследствии психоаналитическая трактовка художественного творчества вызвала ожесточенную критику.
Так, в первой советской Литературной энциклопедии Ермаков в этой связи удостоился даже персональной статьи - разумеется, критической. Хотя нельзя не признать, что, скажем, его трактовка носа как фаллического символа - весьма органичная для классического психоанализа - действительно, многим может казаться спорной.
Неизданной осталась книга Ермакова Ф. М. Достоевский. Он и его произведения, книги Психоанализ и художественное творчество, Психоанализ и педагогика, Психоанализ детской души, а также две его работы, аннотированные в упомянутой серии, - Гипнотизм и Органичность и выразительность в картине.
Впрочем, из тридцати двух объявленных выпусков Психологической и психоаналитической библиотеки увидели свет лишь пятнадцать.

Отстраненный от официальной деятельности, И. Д. Ермаков продолжал психиатрическую практику, занимался частным лечением неврозов, заикания, алкоголизма, выступал консультантом в клиниках Москвы.
Однако основное внимание он продолжал уделять главной интересовавшей его теме - исследованию литературы и искусства с позиций психоанализа.
В кругах научной и художественной интеллигенции пользовались известностью очерки Ермакова об искусстве, в частности эссе Незнакомка о картине К. Сомова Дама в голубом платье.
Интересно, что после долгих лет забвения первой публикации удостоилась именно Незнакомка. Однако, словно по иронии, в эротическом журнале Андрей (впрочем, в обыденном сознании психоанализ всегда ассоциировался с чем-то эротически-пикантным).

Особой сферой деятельности И. Д. Ермакова была живопись.
Он был участником ряда художественных выставок в 1916-1921 гг. (44-я Передвижная выставка, Выставка мира искусств и др.), до 1923 г. участвовал в исследовательской работе, которая велась в Государственной Третьяковской галерее.
Сохранилась его неопубликованная работа Как смотреть картины, содержащая интересные наблюдения за поведением рабочих и крестьян - посетителей Третьяковки.
В семейном архиве сохранились его живописные и графические работы, а также две рукописные книжечки лирических стихов.

Летом 1941 г. И. Д. Ермаков был арестован по политическому обвинению.
Умер год спустя в Бутырской тюрьме. В 1956 г. посмертно реабилитирован. Еще много лет спустя фактически реабилитирована и его научная позиция.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Ярошевский М.Г. История психологии.-2-е изд. перераб.-М.: Мысль, 1976.-463 с.